Исмаилов Х. И.
|
В ОТРАСЛЕВЫХ БИБЛИОТЕКАХ АЗЕРБАЙДЖАНА |
В Азербайджане, начиная с 20-х гг., складывалась система методических центров, объединивших вокруг себя группу или сеть библиотек, однородных по своей специализации или принадлежащих одному ведомству. К числу отраслевых методических центров относятся республиканские научно-техническая, научно-медицинская, научно-сельскохозяйствен-ная, научно-педагогические библиотеки, а также ЦНБ АН и НБ Бакинского государственного университета. Методическое руководство профсоюзными библиотеками осуществляет базовая библиотека профсоюза работников нефтяной промышленности. К числу наиболее зрелых методических центров республики относится, прежде всего, РНТБ, опыт методической деятельности которой начался еще с 20-х гг., когда она была центральной библиотекой нефтяной отрасли. Для методической деятельности РНТБ характерны организация семинаров и школ передового опыта, упорядочение сети библиотек, внедрение прогрессивных форм обслуживания, непосредственное курирование библиотек, практическая помощь на местах, повышение квалификации кадров, методические рекомендации, проверка и анализ работы библиотек и т.д. Ценный опыт методической деятельности был накоплен в ЦНБ АН. Отдел библиотековедения руководил деятельностью академических библиотек, контролируя их работу, анализируя планы и отчеты, подготавливая методические и библиографические материалы, организуя систему повышения квалификации библиотечных работников. С 1971 г. функции республиканского научно-методического центра для вузовских библиотек и библиотек средних специальных учебных заведений выполняет научная библиотека Бакинского государственного университета. С 1981 г. методическое руководство сетью школьных библиотек осуществляется методическим отделом Республиканской научно-педагоги-ческой библиотеки. Большинство отраслевых методических центров создали сеть опорных библиотек. Основными путями взаимодействия головных и опорных библиотек стали выработка совместной программы по посещению библиотек организации семинаров, а также обмен методическими материалами, справками о проверке библиотек и другими материалами о работе сети библиотек. Методические отделы отраслевых методических центров на основе единых планов координации методической деятельности обеспечивают единство решений при выработке рекомендаций, подводят итоги работы сети, являются организаторами системы повышения квалификации библиотечных кадров. Между тем в течение последних лет в деятельности отраслевых методических центров все более углубляются застойные явления. Сегодня в республике упорно дискуссируются мысль, нужны ли методисты сегодня, не пора ли отказаться от научно-методической деятельности. При этом ссылаются на «изжившие себя стереотипы». По мнению некоторых специалистов, методическое руководство якобы лишает библиотекарей самостоятельности и не отвечает требованиям демократизации библиотечной деятельности. Сегодня отраслевые методические центры разобщены и действуют в условиях внутриведомственных и межведомственных разногласий. Кое-где сокращается или даже упраздняются научно-методические отделы и группы. Все еще нет полного осознания того, что по мере ослабления административно-командной системы управления библиотеками наоборот возрастает роль научно-методических рычагов в руководстве библиотечным делом. Именно из-за ослабления научно-методического обеспечения отраслевых библиотечных систем, «буксует» перевод библиотек различных отраслей промышленного и аграрного комплекса на новые условия хозяйствования. Разумеется и методические центры сегодня в большом долгу перед библиотеками. Сумятица и неразбериха в научно-методической сфере республики привели к тому, что методисты самоустранились от решения актуальных проблем современности. К сожалению, отраслевые методические центры сегодня обходят молчанием сложные принципиальные перемены, происходящие в обществе, не вырабатывают концепцию адаптации библиотек к новым социально-экономическим условиям. В методической работе все еще господствует диктат, поучения, готовые рецепты, исключающие творческое решение практических задач современности. Серьезную озабоченность вызывает отсутствие связей между методистами и исследователями, особенно по части определения наиболее актуальных направлений, требующих глубокого изучения. Методисты отстранились от работы по внедрению в практику теоретических выводов. Настало время совместными усилиями теоретиков и практиков библиотечного дела разработать новую концепцию научно-методического обеспечения библиотечной практики республики с учетом социально-психологических, политических и экономических перемен в обществе. |