Иванова Г.А.

ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Развитие компьютерных технологий во всех сферах, связанных с информацией, обусловило изменение не только видов и форм информационной продукции, но и функции многих учреждений, в том числе и библиотек, работающих с подрастающим поколением.

В числе главных функций деятельности детских и школьных библиотек теоретики и практики библиотечного дела называют функцию информационную. С данной функцией тесно связана функция образовательная. Так называемый ”информационный взрыв" ­ из числа феноменов, не обошедших стороной цели и задачи образования. Решение современных проблем в области образования требует предоставления учащимся широкого доступа к разнообразной информации. Библиотеки и библиотекари призваны обеспечить поступление и активизировать упорядоченную информацию с целью расширения базы знаний каждого отдельного учащегося, а также сформировать у него навыки работы с информацией, чтобы гарантировать возможность беспрепятственно вести поиск и использование информации в дальнейшей жизни.

Ключевая роль в развитии у учащихся представлений о поиске информации и выработке навыков работы с информационными источниками принадлежит школьной библиотеке. С.К. Ханнесдоттир в документе ”Школьные библиотекари: квалификационные требования к профессии, общие указания‡ отмечает, что в результате подключения школ в развитых странах к компьютерным сетям у учащихся открывается доступ к практически безграничному множеству информационных источников.

Американские специалисты считают недопустимыми никакие ограничения прав детей и подростков на получение информации. Такие документы как ”Свободный доступ в библиотеки для детей и подростков: интерпретация ”Билля о правах библиотек", ”Доступ к библиотечным фондам и услугам применительно к программе обеспечения школьных библиотек учебными материалами", ”Доступ детей и молодежи к видеозаписям на магнитных лентах и другим непечатным материалам" являются руководящими для библиотек при определении политики в сфере обеспечения доступа юного поколения к информационным источникам.

Встречи российских специалистов с американскими школьными библиотекарями, посещение библиотек Америки и других стран позволили ознакомиться с опытом и возможностями публичных и школьных библиотек, дали наглядное и яркое представление о реально существующих и действенных путях и формах обеспечения свободного доступа к информации для всех категорий читателей.

Большое внимание вопросам обеспечения доступа к информации уделяет Американская библиотечная ассоциация (АБА). В ее структуре имеется специальный отдел по вопросам интеллектуальной свободы. На встрече с российскими специалистами представители этого отдела отстаивали свою убежденность в том, что никакие добрые намерения не могут оправдать нарушения права каждого человека на интеллектуальную свободу, т.е. прежде всего на неограниченный доступ к информации. Различные мнения высказывали американские и российские специалисты при обсуждении проблемы сохранения конфиденциальности любой информации о читателях библиотеки. Это относилось, в первую очередь, к детям и подросткам. Американским библиотекарям рекомендуется никому не сообщать сведений, содержащихся в формулярах читателей, без их разрешения.

Многие специалисты разных стран обеспокоены содержанием чтения современных представителей молодого поколения. Наблюдается увлеченность литературой, пропагандирующей жестокость, насилие и цинизм в человеческих отношениях. Некоторые библиотекари пытаются решить эту проблему путем внесения соответствующих изменений в политику формирования книжных фондов. Отдельные библиотеки вводят запрещение на выдачу видеофильмов детям и подросткам. Представители АБА считают, что родители несут ответственность за содержание потребляемой детьми и подростками информации и что именно они имеют право на ограничение доступа своих детей к информационным ресурсам.

Реализация принципа защиты свободного доступа к информации подрастающего поколения сталкивается с проблемой ”непристойныхЭ материалов, распространяемых в Интернет. Как оградить от этих материалов детей и подростков? Эта проблема широко обсуждается АБА и другими организациями. Одним из проектов, над которым работают детские библиотекари АБА, является создание руководства для библиотекарей по работе в ”киберпространстве‡ совместно с родителями и детьми.

Для успешного решения проблемы доступа подрастающего поколения к информационным источникам как в печатной, так и в электронной форме важную роль играет специальная подготовка библиотечных кадров. В связи с этим заслуживают внимания квалификационные требования к профессии школьного библиотекаря, разработанные по инициативе секции школьных библиотек ИФЛА.

Ознакомление с материалами, подготовленными зарубежными специалистами в области библиотечной работы с детьми и подростками, позволяет российским специалистам по-новому осмыслить и оценить теоретические положения о возможности и важности обеспечения свободного доступа к информации юному поколению в условиях демократического общества.

Hosted by uCoz