Балашова Л.А.
ФОРМИРОВАНИЕ КРУГА ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-9 И 10-14 ЛЕТ
СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ СКАЗКИ ХХ ВЕКА
Неизменное во все времена пристрастие детей к сказке - это вполне определенное следствие специфических качеств и свойств жанра. Проблема библиотекарей, работающих с литературной сказкой, в частности с зарубежной сказкой XX века, состоит в отборе, т.е. включении в круг чтения детей наиболее ценных в нравственном и эстетическом отношениях произведений.
Развитие литературной сказки не сводится к простому варьированию сказочного канона. В современной сказке события в большей степени соотнесены с реальным миром и на первый план выдвинуты поведение героев, их нравственные свойства, характеры.
Формирование круга чтения литературной зарубежной сказки представляется достаточно сложной задачей в связи с большим разнообразием авторов, тем и сюжетов, а также своеобразием фольклорных и мифологических традиций каждой страны, что затрудняет классификацию сказки. Так, ”лирическая" сказка, созданная Х.-К. Андерсеном, в творчестве писателей XX века часто становится философской притчей. В Англии и отчасти в скандинавских странах, по традиции Л. Кэрролла, развивается еще один тип литературной сказки - фантастические истории, построенные по принципу нонсенса. Можно сказать, что существует много жанровых и стилевых модификаций литературной зарубежной сказки. Писатели разных стран используют волшебные сюжетные мотивы, каждый из которых может составить круг чтения для детей 6-9 и 10-14 лет. Так, в сказках Дж. Толкина, Т. Янссон, Дж. Родари, Дж. Даррелла, К. Грэма придумана необыкновенная страна, в сказках Л. Кэрролла, Дж. Барри, К.С. Льюиса, Ф. Баума, А. Линдгрен, К. Нестлингер герой - ребенок попадает в необыкновенную страну, путешествие во времени происходит в книгах Э. Несбит, Ф. Пирс, П. Фармер. Часто используются сказочные превращения героя (например, в произведениях С. Лагерлеф, Л. Кэрролла, О. Пройслера, К. Коллоди, А. Прёйсена).
Другие типы сказок связаны со следующими мотивами: герой - необыкновенное существо (Винни-Пух у А. Милна, Чиполлино у Дж. Родари, Маленький водяной у О. Пройслера, Бемби у Ф. Зальтена); герой наделен необыкновенным свойством (Маленький принц у А. Сент-Экзюпери, Пеппи Длинный чулок у А. Линдгрен, Джельсомино у Дж. Родари), герой обладает волшебным предметом (волшебный меч, дудочка, ковер-самолет); выдуманные друзья (Лошадь и Тигр у Д. Биссета, Карлсон у А. Линдгрен, Питер Пэн у Дж. Барри).
По мнению многих исследователей, смешение различных приемов и волшебных мотивов, создающих ”вторичный" мир, дает сказке почти неограниченные возможности для дальнейшего развития.
Выборочный анализ художественных достоинств и воспитательной ценности наиболее значительных писателей-сказочников разных стран позволил произвести отбор высокохудожественных произведений литературной зарубежной сказки XX века для детского и подросткового чтения и включить их в круг чтения детей 6-9 и 10-14 лет. При этом использовались разнообразные формы и методы работы со сказкой в условиях детской библиотеки.
В ходе исследования в круг чтения включались следующие авторы и их произведения: В. Бонзельс, Ф. Зальтен, К. Нестлингер, Х. Ценкер (Австрия); Р. Адамс, Дж. Барри, Д. Биссет, К. Грэм, Дж. Даррелл, Р. Киплинг, К.С. Льюис, Х. Лофтинг, А. Милн, Э. Несбит, Б. Поттер, Дж. Толкин (Англия); Э. Кестнер, Дж. Крюс, О. Пройслер, Г. Фаллада, М. Энде (Германия); М. Арджилли, Дж. Родари (Италия); Т. Янссон, А. Линдгрен, С. Лагерлеф (Скандинавия); А. де Сент-Экзюпери (Франция).
Из всего разнообразия современной зарубежной литературной сказки можно составить для детей 6-9 и 10-14 лет достаточно широкий круг чтения. Предложенная нами методика работы со сказкой в библиотеке на основе классификации зарубежных сказок XX века позволит расширить представление детей о современной зарубежной сказке и ее авторах. Необходимо совместить стихийный интерес к определенным авторам (часто возникающий на основе интереса к мультфильмам) с включением в реальный круг чтения детей и подростков многих высокохудожественных и безупречных в нравственном отношении произведений, которые еще не нашли широкого читателя. Использование разнообразных форм и методов работы со сказкой позволяет составить концентрические круги чтения младших школьников и подростков - от сказки о животных к философской сказке-притче.