Тананыкина Л.В.
УСИЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ УНИВЕРСИТЕТА
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ныне отчетливо наблюдается несоответствие между достижениями техногенной мысли, уровнем информатизации общества и социальным благополучием человека. Состояние общества вызывает тревогу из-за жесткости, коррумпированности отношений между людьми. Социально-экономические преобразования лишили часть населения твердых ценностных ориентаций, что губительно влияет на молодое поколение. Особо потрясли эти изменения Северо-Кавказский регион, ставший полигоном военных действий. Близость к Чечне, границам Азербайджана и Грузии сделали Дагестан местом влияния различных политических и религиозных сил. Провозглашенный приоритет власти и денег привел к понижению общественных ценностей, таких, как: жизнь, совесть, справедливость, семья, дети. В этих условиях дагестанская интеллигенция, ученые, педагоги пытаются сделать все возможное, чтобы сохранить мир на дагестанской земле, не ”потерять‡ современную молодежь, помочь ей обрести правильные жизненные ориентиры на будущее. В этих целях они обращаются к истинным ценностям мировой человеческой культуры, народным истокам, выступающим своеобразным гарантом сохранения и развития цивилизованного общества.
Современные отечественные исследования в области культурологии и библиотековедения выделяют библиотеку как особый институт, способный влиять на учебно-воспитательный процесс, взять на себя лидирующее положение организатора внеаудиторных мероприятий по повышению общего и культурно-эстетического уровня развития студентов, аспирантов по сохранению национальных особенностей малых народов горного края, способности к воспроизведению передовых национальных традиций.
Научная библиотека университета в силу своего статуса активно участвует в образовательно-воспитательном процессе вуза, используя традиционные и новые методы работы. Обладая хорошо укомплектованными универсальными фондами, площадями для проведения различных мероприятий, выставок, высококвалифицированными кадрами, библиотека может увлечь молодых людей представителей разных народов и народностей, создать условия, способствующие их культурно-эстетическому развитию с учетом национально-народных достижений предшествующих поколений. Особое внимание уделяется сохранению связей с родными духовными корнями: традициями, обычаями, самобытностью многонационального горного края. Согласованные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса, кумулируясь в библиотеке, выступают в качестве возможности скорейшего возрождения общества.
В библиотеке создан и функционирует отдел гуманитарно-просветительной работы, организующий воспитательную работу со студентами. Работниками кафедры библиотековедения и библиографии факультета культуры ДГУ с 1995 г. ведется ее исследование как учебно-воспита-тельной базы по работе с многонациональным составом читателей-студентов. Проведены анализ книжного фонда краеведческой литературы в целях более активного его использования, фронтальное анкетирование студентов-читателей библиотеки для выявления места библиотеки в организации чтения.
Осуществлена переориентация отделов обслуживания, имеющих в своем фонде художественно-историческую и социально-экономическую литературу, на усиление краеведческого аспекта. Выделены зоны национальной культуры малых народов и народностей Дагестана в отделах обслуживания, фойе, проходах, каталожном зале, где представлены книжные выставки, произведения мастеров кисти, керамики, инкрустации, ковроделия. Специально подобранные аудио- и видеозаписи позволяют глубже узнать культуру своего народа, других народностей республики, испокон веков проживающих рядом в скудных природно-экономических условиях горного края, во многом схожих, но в тоже время имеющих свою неповторимость. Комплекты слайдов и циклы бесед, заседаний кружков любителей старины, народных песен и стихов, обрядов, месячники национальных культур позволяют читателю не потерять связь с родными местами, утвердиться в определении своего ”я" по отношению к определенной национальной диаспоре, сохранить национальную самобытность в условиях сильного влияния процессов информатизации.