Дрешер Ю.Н.
БИБЛИОТЕРАПИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Родоначальником библиотерапии как науки считается шведский невропатолог Я. Биллстрем. Первые шаги к практическому применению библиотерапии в нашей стране были сделаны в 1927 г. М.З. Вельковским, врачом психоневрологического института в городе Харькове.
В отечественной библиотечно-библиографической литературе присутствовал устойчивый, идущий еще от Н.А. Рубакина, интерес к психологии чтения, к особенностям чтения различных групп населения. Имеется значительное количество специальных публикаций, освещающих различные аспекты библиотерапии, но практические библиотерапевтические опыты медицинских библиотек сводятся к обзорам и выставкам медицинской литературы.
За рубежом эта область деятельности развивается не одно десятилетие. Первое упоминание самого термина относят к 1916 г. С тех пор появились сотни публикаций как теоретического, так и практического характера. Опыт практического применения библиотерапии обобщен в опубликованных руководствах. Выпущены библиографические указатели для библиотерапевтов. В некоторых странах (США, Польше, Германии) прошли конференции и симпозиумы по библиотерапии, созданы ассоциации библиотерапевтов (например, в Финляндии), ведется подготовка кадров в этом направлении.
В отечественной и зарубежной литературе существует много понятий библиотерапии, отличающихся частностями. Например, библиотерапия лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг; библитотерапия использование специально подобранных информационных материалов в качестве вспомогательного лечебного средства в медицине и психотерапии. Специалисты едины в том, что это наука на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение на основе синтезирования ситуаций обслуживания с целью его изменения или решения его личных проблем. Под библиотерапией мы предлагаем понимать науку, нацеленную на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессиям и т.д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень на основе синтезирования ситуаций чтения.
В медицинском плане библиотерапия является частью психотерапии, т.е. планомерного использования психического воздействия с лечебными целями.
В библиотековедческом отношении библиотерапия рассматривается как одно из направлений педагогики чтения. Ее цель изучение особенностей читательского восприятия во время болезни, стресса, депрессии и разработка методов психологической коррекции при помощи специально подобранной литературы, преимущественно художественной, хотя в принципе здесь можно использовать широкий круг материалов от газет до учебников и научных книг. Основой для решения библиотерапевтических проблем является выявление наиболее типичных ситуаций чтения. Причем исходить следует из того, что они являются ситуациями общения больных, врача и библиотекаря друг с другом посредством литературы.