Гиляревский Р.С.

ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ В БИБЛИОТЕКЕ:
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Что считать электронным изданием? Электронное издание целесообразно рассматривать как разновидность книги, поскольку книгоиздание во всех развитых странах перешло на электронный набор.
Библиотека или медиатека? Уже давно к традиционным книгам, журналам, газетам добавились сперва грампластинки, а затем аудио- и видеокассеты. С появлением в библиотеке электронных изданий этот вопрос переходит из сферы материального (по видам носителей) в сферу идеального (по содержанию). Практика опережает теорию. Может быть, правы французские библиотекари, которые первыми начали называть свои учреждения медиатеками?
Но и традиционные виды изданий в электронном виде настолько меняют свой характер, что перед библиотекарями возникают непростые проблемы. Электронная книга обладает возможностями сочетать текст с аудио- и видеоматериалами, со стереозвуковыми и стереоскопическими эффектами, что придает ей черты динамичной и интерактивной книги. Она предлагает новый тип чтения, в первую очередь специальной литературы, при котором чтение перестает быть линейным (от первой до последней страницы), становится выборочным, "поисковым" и может осуществляться одновременно во многих произведениях.
Такая модель называется гиперкнигой. Сохраняя многие черты печатных книг, гиперкнига обеспечивает дополнительные преимущества в отношении поиска по логическим связям. Это динамическая система. Некоторые программы позволяют читателю менять "состояние системы", т.е. из многих текстов компоновать новый текст, изменять положение текста и иллюстраций на странице, менять шрифты. При этом читателю несложно сохранить содержание библиотечной книги в собственном компьютере.
Электронный журнал, являющийся самым распространенным видом электронных изданий, набирает силу в результате необычайно быстрого роста числа пользователей сети Интернет и особенно WWW-технологии. И хотя библиотеки широко пользуются технологией доступа к электронным сериальным изданиям, осталось много нерешенных проблем, связанных с такими изданиями. Полнота комплектования или кооперирование с другими библиотеками?
Электронные издания по-новому ставят вопрос о кооперации библиотек, во многом облегчая этот процесс технически и экономически, но создавая и новые проблемы. Возможны разные решения, но наиболее эффективной моделью являются библиотеки и их объединения.
Другая проблема касается надежности и доступности данных. Из-за недостаточной пропускной способности каналов связи и большого трафика в сети Интернет нередко возникают перебои в доступе к различным входящим в нее сетям и серверам. Поэтому для часто используемых электронных журналов может оказаться рациональным размещение их копий в различных серверах, находящихся в разных точках мира. Благодаря этому мог бы быть обеспечен повсеместный и легкий доступ к ним.
Таким образом, проблема переходит в другую плоскость. Отпадает необходимость не только приобретать издания, но и кооперироваться с другими библиотеками. Появились возможности обслуживать читателя содержанием нужных им произведений, используя названные каналы и компьютерные сети. Но выбор наиболее приемлемых моделей остается за библиотекарями.
Книгоописание и каталогизация или идентификация и поиск? Библиотечный каталог всегда служил незаменимым инструментом, позволяющим определить наличие произведения в библиотеке и облегчающим читателю ориентировку в фонде.
Библиографическое описание и отражаемое им произведение теперь находятся в одном и том же месте и не разделены на каталоги и фонды.
Проблема состоит в том, что традиционные печатные и электронные документы неразделимы.
Предложения новых правил библиографического описания исходят из того, что такое описание должно служить в первую очередь самым разным категориям потребителей информации, а уж затем всем профессиональным потребностям коммуникационной сферы. Оно должно охватывать все виды записей, на всех видах носителей. Электронная коммуникация, в отличие от библиотечно-библиографической практики, оперирует не только документами, но и их фрагментами, а также компьютерными программами и их пакетами, которые также должны быть объектами (цифровыми, по западной терминологии) учета и идентификации.
Инициатива создания системы идентификации цифровых объектов (DOIS v Digital Object Identifier System) была проявлена в 1994 г. Американской ассоциацией издателей, получила международную поддержку и была распространена на музыкальные и программные объекты. Система возникла в 1997 г. и пока находится в стадии разработки. Она является одновременно уникальным идентификатором и системой доступа к содержательным фрагментам в цифровой форме, позволяет помещать их в Интернет и обеспечивать к ним доступ. Система связывает имя файла с местонахождением объекта, т.е. документ, изображение, или любую компьютерную программу с соответствующей папкой, или каталогом. Это новое имя состоит из префикса (одинакового для каждой организации) и собственно идентификатора данного имени файла (или папки), который может быть машинным числом, международным стандартным номером или любым другим единственным идентификатором.
Информационный поиск был и остается одним из важных слагаемых процесса коммуникации. Основной целью поиска чаще всего является нахождение полных текстов документов либо сведений о них. Информационно-поисковые системы проходили эволюционный путь развития от традиционных до автоматизированных систем. С возникновением Всемирной паутины (WWW v World Wide Web) путь этот превратился в революционный. Огромные массивы, текстов и произведений разного формата, содержания, географического, хронологического и языкового охвата, а также сведений о них стали доступны бесконечному множеству пользователей. Они перестали концентрироваться только в библиотеках (в качестве фондов и каталогов), не контролируются и не обрабатываются по единой схеме. Мы должны признать, что нынешний, очень сильно изменившийся по всем параметрам документопоток не может быть четко структурирован. Таким образом, разработка механизмов поиска информации и создание удобных для читателя эффективных систем - это задачи, которые актуальны не только для библиотеки, но и для всей информационной сферы.
Появившиеся в 60-е гг. и получившие широкое распространение к середине 80-х гг. подлинно автоматизированные информационно-поисковые системы интенсивно используются при поиске информации в базах данных и сетях. Они принципиально отличаются по логике построения от библиотечных каталогов. Читатель библиотеки, как и пользователь Интернет, должен иметь возможность, принимая во внимание цели своего поиска, быстро и просто выбрать из всего многообразия поисковых средств ту систему, которая позволила бы наиболее оптимально достичь нужных результатов. Иначе говоря, он хотел бы создать себе максимально комфортные условия поиска, чтобы получить необходимую информацию. Но теперь перед ним встает проблема формулирования информационного запроса, которая возникла еще до появления электронных систем. Однако чем сложнее система, чем больший спектр возможностей она предоставляет, тем труднее задача пользователя. Он должен уметь так сформулировать свой запрос и определить стратегию поиска, чтобы учесть и максимально использовать все механизмы для нахождения документа или информации.
Книгохранилище или банк данных? В библиотеке книги, журналы, газеты и другие произведения печати хранятся, как правило, в том виде, как они поступили. Это создает много проблем. Для электронных изданий эти проблемы, включая главную - место для хранения, снимаются. Однако на их место приходят другие, не менее сложные, хотя и легче разрешимые.
Электронные издания поступают в библиотеку в разных форматах, которые существенно различаются по плотности записи, по универсальности и пригодности для использования в разных прикладных программах, по удобству и скорости поиска и многим другим параметрам. Понятно, что библиотека не может работать с таким разнообразием форматов и должна создавать единую по технологии базу данных со стандартным набором пакетов прикладных программ, которые в совокупности образуют библиотечный банк данных. Конвертирование же файлов в единый формат - специальный процесс, при осуществлении которого могут возникать ошибки и сбои.
Библиотечное обслуживание - выдача документов или руководство чтением? Что касается технической стороны дела, то она получила название электронной доставки документов и в настоящее время является одним из наиболее интенсивно развивающихся библиотечных процессов. Это возможность доставить читателю копию интересующего его документа по требованию в срок, не превышающий 48 часов.
Технологически электронная доставка делится на две задачи: получение копий для локальных читателей и предоставление копий изданий из своих фондов для читателей удаленных.
Заслуживают обсуждения также проблемы не сугубо технические, а этические, психологические и идеологические. Одна из них это платность некоторых видов услуг в библиотеке, связанных с электронными документами. Библиотечная этика уходящего столетия в качестве краеугольного камня рассматривала бесплатность библиотечного обслуживания. Грамотность всех членов общества, их тяга к просвещению выгодна всему обществу, которое и брало на себя библиотечные расходы. По мере развития в библиотеках информационной деятельности, результаты которой всегда были платными для потребителей, этот незыблемый этический принцип стал размываться. Общепринятая современная точка зрения на эту проблему - платными должны быть те услуги, которые предполагают содержательную переработку информации, на которую затрачены интеллектуальные усилия и в результате которой образовалась добавленная стоимость этой информации.
Но этот справедливый принцип легче провозгласить, нежели последовательно провести в жизнь.
Понятие руководства чтением дискредитировано потому, что оно осуществлялось в интересах тоталитарной советской системы и взятой ею на вооружение коммунистической идеологии. А эта система и идеология привели общество к экономическому краху и моральной деградации. Но руководство чтением, включающее помощь в поиске и рекомендации произведений, соответствующих интересам тех структур общества, на средства которых функционирует библиотека - это одна из центральных задач библиотечной профессии. Библиотекари хорошо понимают, что их деятельность - мощное идеологическое средство, какими бы просветительскими идеалами оно ни прикрывалось.
Электронные издания снимают многие трудные, главным образом, экономические проблемы современных библиотек. Как видим, они создают новые, но решаемые проблемы. Последней по порядку, но, пожалуй, первой по значению является проблема функций библиотеки электронных изданий, электронной библиотеки.
Есть ли будущее у библиотеки в мире электронной коммуникации? Старая дискуссия о снижении роли библиотек в будущем время от времени дает рецидивы. Ход рассуждений примерно таков. Если читатель, сидя дома, может по Интернет получить любое интересующее его произведение из любой точки Земли на свой компьютер, то зачем ему библиотека? Если издатели, агентства по распространению изданий, генераторы баз данных, библиотеки, архивы все больше занимаются всеми видами информационной деятельности, то не ведет ли это к их постепенному слиянию, превращению в единый тип некоего информационного центра?
Действительно, информационная технология, включающая методы и технические средства представления, передачи и получения информации у всех одни и те же. И для всех участников коммуникационного процесса они развиваются с головокружительной быстротой - каждые полгода и аппаратные и программные средства существенно обновляются. Это дополнительно создает иллюзию, что у всех одни заботы, как бы не отстать в этой гонке, не потерять хоть какое-то понимание происходящего. Да, коммуникационный процесс становится все более единым. Прошло то время, когда библиотекари-каталогизаторы тщетно пытались договориться с издателями об унификации титульного листа. Но ведь задачи и цели у всех профессиональных отрядов разные.

Hosted by uCoz