Баранов В.М.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СЕМАНТИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КОММУНИКАЦИИ
Вопрос об общей теории семантической информационной коммуникации (ОТСИК), по-видимому, еще не поставлен современной наукой. Однако интенсивное развитие ряда ее отраслей позволяет надеяться на скорое становление подобной теории. Ближе всего к осознанию ее необходимости подошли:
1. Когнитология v учение о законах генерации, развития, сохранения и передачи знаний.
2. Философия.
3. Лингвистика v всеобъемлющее учение о языке.
4. LИнформационная информатика¦ (термин применен для обозначения отличия этой науки от инженерной информатики) v учение о законах создания, хранения, сохранения и передачи текстовой информации.
5. Библиотековедение.
6. Библиографоведение.
Несомненно, определенное влияние на становление и формирование (ОТСИК) окажут информационная кибернетика v учение о законах распространения сигналов по каналам связи и инженерная информатика v наука о способах и методах разработки и организации программного обеспечения компьютеров.
Говоря об истоках информационного процесса, нельзя не обратиться к феномену зарождения исходного знания в таинственных глубинах индивидуального сознания. Широко известная ученым и философам с XVII в. каузальная теория восприятия (КТВ), кажется, не справляется с задачей объяснения природы знания.
В дополнение к (КТВ) возникла и, по-видимому, получит развитие координационная теория восприятия (КдТВ), связанная с работами французского философа А. Бергсона (1859v1941) и русского философа Н. Лосского (1870v1956). Согласно КдТВ непосредственное созерцание предметов суть начало знания. Генерация исходного знания обусловлена двумя и только двумя моментами: наличием Наблюдателя, с одной стороны, и акта явления Наблюдателю потока событий (предметов), с другой.
Дальнейшие метаморфозы исходных знаний связаны с их сохранением и накоплением в особом пространстве, называемом Памятью. Это второй этап в жизни знания v этап накопления исходных знаний, превращения в постоянные знания, т.е. в такие знания, которые существуют не одномоментно (как исходные знания), а длительно, во времени.
Накопленная масса постоянного знания в определенный момент индивидуального развития, по-видимому, начинает превышать некоторую критическую величину, вызывая к жизни упорядочивающее и дифференцирующее психическое свойство v Ум. Ум с некоторого момента становится созидателем индивидуального мира, в котором живет отдельная личность. У цивилизованного человека Ум к определенному возрастному периоду настолько развит, что человек перестает замечать обусловленность своего индивидуального сознания продуктами работы Ума. Такова первая стадия информационного процесса: Исходное знание, Память и Ум.
Вторая стадия начинается с возникновения практики вербализации постоянного знания. Это фактически стадия Слова и словесной коммуникации. На этой стадии возникает принципиально новый феномен чисто коммуникативного происхождения v феномен информации.
На третьей стадии возникают письменность и документ как особый предмет в информационном процессе.
На четвертой стадии зарождаются и набирают силу процессы сохранения и накопления документов, что приводит к появлению деятельности по классификации документов.
Деятельность по классификации документов есть, собственно говоря, метод экономии времени поиска нужного документа в достаточно большой и растущей коллекции документов.
На пятой стадии классификационная деятельность, обогатившись другими видами деятельности, становится комплексной деятельностью, получив название аналитико-синтетической обработки документов.
На шестой стадии в информационный процесс внедряются компьютеры. Здесь можно выделить три направления:
1) первое направление связано с внедрением компьютеров в процесс сравнения ПОД с ПОЗ для решения задачи поиска релевантных
документов в поисковых массивах. Развитие этого направления произошло в 1945v1960 гг.;
2) второе направление автоматизации начало осуществляться в начале 60-х гг. и связано с разработкой технологий преобразования
библиографических записей (БЗ): БЗтф (в традиционном формате) v БЗпф (в предмашинном формате) v БЗкф (в коммуникативном формате);
3) третье направление автоматизации приходится на конец 80-х v 90-х гг. текущего столетия, когда в память компьютеров начинают вводить
первичные документы с целью последующего пользования ими; образуются компьютерные информационные сети; начинается процесс
объединения и глобализации информационных сетей.
На передний план выдвигается задача осмысления целей и перспектив информационного процесса в современной цивилизации.