Чачко А.С.
УКАЗАТЕЛЬ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ
ИЛИ ИХ ХРАНИТЕЛЬ И ТВОРЕЦ?
Тема конференции ИФЛА-98 воспринимается как броский рекламный слоган. Проблема LИнформатизация и культура библиотеки¦, лежащая за его метафорой, весьма острая, требует более глубокого проникновения. Между тем избранная ИФЛА аналогия библиотеки и перекрестка сопровождается весьма трафаретным продолжением. Предполагается очевидным, что письменное, а затем печатное слово, веками занимавшее ведущую позицию в передаче новостей, фактов, цифр, идей, в образовании и просвещении, ныне успешно заменяется системой мультимедиа. Предполагается, что грамотность как ключевое базовое требование вхождения в социум, уже недостаточна для выполнения нынешних экономических и образовательных задач. В связи с этим предлагается Lмногому научиться у тех культур, которые издавна лелеяли традиции устного и визуального общения¦. Из этого выводится положение о том, что Lбиблиотеки как традиционные гавани, где заякорились памятники письменной культуры, стоят перед сложными задачами¦. И вывод: библиотеки в первую очередь должны ныне выполнять роль указателей на перекрестках.
Трудно согласиться с ним, даже как с метафорой. Из всех афоризмов, касающихся библиотеки, этот v самый легкомысленный.
Опыт давно работающих в библиотеке показывает, что смена носителей информации и средств ее передачи не отменяет предшествующих; как правило, они сосуществуют, дополняя друг друга и доминируя на каких-то этапах или в видах обслуживания.
Библиотека, будучи не только традиционной, но и консервативной системой, обеспечивает культурную устойчивость и норму, несет моральную ответственность не только перед будущим, но и прежними поколениями. Она осуществляет связь времен. Вместе с тем, не изменяясь, библиотека давно бы превратилась в мумию. Она является реально открытой и гибкой системой, испытывает влияние изменений читательских интересов, их духовных, культурных, информационных потребностей, конкуренции со стороны других культурных институтов общества и других средств информирования.
Людям, тесно связанным с библиотечной практикой и образованием, известно, что с начала 90-х гг. в лучших библиотеках используются такие коммуникативные системы, дополняющие текст и слово, как невербальное общение, реклама, дизайн и иные средства повышения информативности и комфортности библиотечной среды. Эти вопросы составляют предмет социально-психологического подхода к обслуживанию. Они в обобщенном виде включены в вузовские курсы, обслуживания, профессиологии, менеджмента.
Библиотека по своей природе постоянно участвует в информатизации общества. Для публичной библиотеки ведущим является компонент интеллектуализации, поднятия культурного уровня читателей. В практическом плане это предполагает активную борьбу по недопущению снижения общей грамотности населения, уменьшения количества читающих, особенно детей. Эта Lборьба¦ осуществляется в формах рекламы, популяризации, лоббирования соответствующих законов.
Информатизация, как и любое человеческое дело, требует участия специалистов, имеющих опыт в информатизируемой сфере. В этом смысле все большее значение приобретают научные и профессиональные объединения, а среди них Отделение библиотековедения Международной академии информатизации при ООН, имеющее пятилетний опыт научной разработки проблем библиотековедения и информациологии.
Определенное представление о влиянии этого международного объединения на научное и профессиональное сообщество дает работа Киевской группы.
Киевская группа базируется на государственных и неформальных структурах, среди них:
1) кафедра библиотековедения Киевского государственного университета культуры и искусств;
2) секция социологии и психологии чтения Украинской библиотечной ассоциации;
3) научные чтения памяти В.М. Пилецкого, известного украинского библиотековеда (1921v1987).
Киевская группа Отделения библиотековедения Международной академии информатизации v неформальный коллектив, объединенный научными интересами в сфере социально-психологических исследований современных проблем информатизации. Цель группы v проведение комплексных исследований; популяризация их результатов, а также иных научных знаний в избранной области; привлечение способной молодежи и помощь ей в научном развитии.
В процессе работы с февраля 1996 г. группа действовала также в следующих направлениях, актуальных для Отделения библиотековедения в целом:
а) углубленное изучение объекта нашей науки v библиотеки как культурно-цивилизационного феномена, особенно публичной библиотеки в
Украине;
б) популяризация, реклама, лоббирование библиотечной профессии, в том числе участие в подготовке нового варианта LЗакона о
библиотеках и библиотечном деле в Украине¦;
в) консолидация интеллектуальных ресурсов киевских библиотековедов для разработки социально-психологических проблем
информатизации библиотечного дела;
г) организация международных проектов и образовательных программ, участие в проектах Московской группы ОБ.
Результаты этой деятельности нашли подробное освещение в печати.