Алтухова Г.А.
ЭТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И
ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БИБЛИОТЕЧНОГО СПЕЦИАЛИСТА
В библиотечной этике в процессе типологизации профессиональных и личностных качеств профессионала создается особое понятие v тип библиотечного специалиста. Он позволяет отразить обобщенный портрет членов профессиональной группы. В этой обобщенной модели теоретически воспроизводятся внутренне существенные общности библиотечных работников, объединенных целями и задачами производственного процесса.
Рассмотрев типообразующие признаки библиотечной профессии, мы можем определить критерий нравственности, который будет положен в основание этической типологии библиотечного специалиста. Им должен стать критерий отношения к библиотечным ценностям. С помощью этого критерия выделяются наиболее характерные этические типы библиотечного специалиста, отражаются профессиональные черты, складывающиеся на протяжении столетий:
Первый тип v библиотекарь консервативного склада, обладающий чувством миссии, подвижничества. Такой библиотекарь ценит в каждом человеке личность и уважает человеческое достоинство. Он строит свою работу на чувстве преданности профессиональному долгу, инициативности, самоотверженности, разумном самоограничении, энтузиазме. Эти профессионалы всегда рады служить людям, испытывают радость от возможности помочь любому посетителю библиотеки, гордятся своим вкладом в процесс обучения, просвещения, передачу культурных ценностей. Они привержены традициям и свято их охраняют. Такие качества делают библиотекарей данной группы несколько старомодными. Они склонны к созданию неформальных групп по возрастному или иному признаку. Ради защиты незыблемых основ и привычек они будут отстаивать свои интересы и даже готовы пойти на конфликт.
Второй тип v библиотекарь v профессионал-просветитель. Такой специалист хорошо знает свое дело, ответственно относится к выполнению своих профессиональных обязанностей. Поскольку по роду работы он постоянно связан с книгами и другими источниками информации, он всегда на виду в обществе и характеризуется как культурный, образованный и исполнительный человек, который в определенной степени опережает общество в своем интеллектуальном развитии и воспитывает его. Библиотекарь умеет работать с людьми, постоянно много читает и всегда в курсе текущих публикаций. Библиотекари этого типа уверены в своей способности заниматься обслуживанием читателей, но имеют при этом невысокую самооценку своей личности. Уверенность, свойственная этим библиотекарям и библиотекарям первого типа, не идентична. Различия отражаются на качестве обслуживания. Библиотекарь второго типа пытается повысить свою самооценку за счет читателя, демонстрирует свою власть над ним. Низкая самооценка порождает проблемы в общении с читателем, в качестве защитных механизмов библиотекарь этого типа может использовать безразличие, несдержанные интонации в процессе диалога с читателем.
Третий тип v молодые сотрудники, получившие хорошее профессиональное образование, знающие, как правило, несколько иностранных языков. Молодость и горячее желание улучшить библиотечное дело подчас заменяют им опыт и профессионализм. Они ратуют за свободу хорошо работать, свободу определять и расширять границы своей работы, свободу брать ответственность на себя и иметь на все свое суждение.
Они хотят гордиться своими успехами, своим умом, образованием, способностью отвечать требованиям, возлагаемым обществом на библиотечного специалиста. Члены этой группы особенно остро чувствует процессы, протекающие в условиях НТР: урбанизацию, рост многофункциональности человеческой деятельности, что в определенной степени способствует торможению их потребности в чуткости, сопереживании, сочувствии, непосредственных нравственных контактах. Это отражается и на нравственных качествах личности молодого специалиста, его эмоциональной восприимчивости, нравственных чувствах, простых нормах нравственности и при определенных условиях может привести к диссонансу, отклонениям в общепринятых нормах поведения в библиотечном коллективе. В то же время у библиотекарей этого типа может возникнуть, в силу отсутствия профессионального опыта, неуверенность в своих способностях к тем или иным формам профессиональной деятельности, к общению с читателями. Библиотекарь не всегда сможет эффективно обслужить и установить контакт с читателями. Поэтому они нуждаются в разумной и деликатной поддержке коллектива, общества, в стабильном доверии к тем новшествам, которые они стремятся внедрить.
Четвертый тип характеризуют позитивная самооценка, отсутствие профессионального образования, низкая уверенность в себе, некомпетентность. У таких библиотекарей наблюдается деформация профессионального сознания и, как следствие, некритичное отношение к самим себе. Это, как правило, случайные сотрудники библиотеки, которые попали в нее в силу непредвиденных жизненных обстоятельств. Они сами рассматривают библиотеку как временное пристанище и пережидают время, чтобы уйти на другое место работы. Это и недавняя выпускница школы, которая готовится к поступлению в вуз, и молодая мама, которую работа в библиотеке привлекает только близостью от дома, где она проживает. Это может быть и лишившийся работы специалист, использующий место в библиотеке как временный плацдарм для поисков новой работы и т.д. Такие сотрудники не только не приносят библиотеке ощутимой пользы, но и наносят ей моральный ущерб. Они не заинтересованы в работе, не хотят вникать в ее механизмы, секреты, тонкости, грубы с читателями, сеют в коллективе раздоры, чем в итоге наносят непоправимый вред авторитету библиотечного специалиста и престижу библиотечного дела в целом. От таких сотрудников желательно избавляться.
На основании предложенной этической типологии личности библиотечного специалиста можно сделать вывод, что каждый профессионал индивидуально преломляет в своей деятельности, сознании общественные отношения определенного периода. Это отражается на профессиональном поведении человека, его отношении к делу, коллективу, ситуации в стране. Предложенная этическая типология показывает, что в рамках одной профессии возможны различные типы моральных ориентаций, определяющие доминирование моральных качеств разного рода. Приведенные конкретные характеристики выделенных групп помогут понять суть библиотечной этики, улучшить работу в библиотечном коллективе, дать обоснование моральным знаниям и умениям, которые, безусловно, позитивно отразятся на морально-психологическом климате в библиотечном коллективе, дадут руководителю библиотеки возможность дифференцированно подходить в общении к сотрудникам коллектива и, что не менее важно, станут основанием для более ответственного отношения сотрудников к пользователям библиотеки.