Сафиуллина З.А.
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ И
ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Ускорение процессов компьютеризации общества обостряет проблему использования информации в современных условиях. На новом уровне становится актуальным вопрос о соотношении понятий Lинформация¦, Lкоммуникация¦, Lзнание¦, Lсознание¦. Компьютерная технология меняет социальную коммуникацию и потребителя как ее участника. Система электронных ресурсов развивается, и потребитель должен уметь искать нужную ему информацию, что предполагает овладение компьютерной культурой. В противном случае коммуникация, а вместе с ней и познавательная деятельность не состоятся. Потребитель использует информацию в процессе компьютерного чтения, которое осуществляется только при определенных условиях. Извлечение смысла (информации) возможно, если потребитель владеет таким коммуникативным предметом, как компьютерная культура.
Компьютерная культура v это определенный компьютерный тезаурус и навыки его применения, нужные для того, чтобы состоялся информационно-познавательный акт. Компьютерная культура как новый уровень коммуникации является очень важным фактором восприятия (отражения) информации. Процесс информационно-познавательной деятельности при овладении компьютерной культурой предполагает знание способов декодирования или перекодирования информации. В процессе декодирования происходит узнавание сообщения.
Овладение навыками компьютерной культуры резко повышает возможности человека в потреблении информации. Технология социального фиксирования информации сегодня такова, что документируется не только текст, но и звук, поэтому в познании участвуют разные органы чувств: зрение, слух. Смысл сообщения познается через компьютерный текст, видеоизображение, музыкальное и какое-либо другое звуковое сопровождение. Технология учитывает такие особенности отражения потребителем информации, которые сложно реализовать в целостной форме в традиционной библиотечно-информационной деятельности.
Одна из проблем информатизации общества заключается в том, что потребитель компьютерной информации остается один на один с огромным массивом информации. Видя положительные моменты в том, что компьютеризация обеспечила возможности удовлетворения индивидуальных потребностей в информации, нельзя не замечать проблему обострения ценностной ориентации в компьютерной информации.
Современный потребитель информации включается в мировую систему информации разного ценностного содержания. Компьютерная технология предоставила ему возможность свободного получения информации. Казалось бы, тем самым информация становится источником формирования объективного знания. Но компьютерная технология лишь подтверждает значимость субъективных механизмов в формировании знания и сознания. Хотя знание и сознание являются информационными феноменами, они формируются при условии наличия не только отображаемого объекта, но и субъекта, т.е. потребителя информации. А процесс познания, овладения коммуникативной культурой, в данном случае компьютерной, строится на субъективных образах.
Имея одни установки на информацию определенного содержания, потребитель сталкивается с информацией противоположного свойства. Это может приводить к рассогласованию отдельных компонентов личности, участвующих в формировании информационной направленности личности. В такой ситуации потребителю нужна психологическая защита. Она обеспечивается сегодня для части населения экономическими факторами. Платный характер многих информационных услуг сдерживает желание потребителя Lокунуться¦ в море интересной информации. Но для некоторых из тех, кто имеет возможность бесплатного доступа к электронным средствам информации и владеет способами декодирования компьютерных сообщений, вероятна реальная угроза оказаться под воздействием малообработанного информационного Lсырья¦. Существует определенное противоречие между увлекательностью путешествий в море информации и отсутствием способностей у отдельных потребителей к успешному Lплаванию¦.
Выход в том, чтобы развивать информационное консультирование, создавать такие интерфейсы, которые бы облегчали потребителю ориентацию в электронной информации. Интерфейс компьютера v это новый элемент коммуникативной культуры. Он опосредует общение потребителя с сообщением и его отправителем. Пока большинство интерфейсов построены на том, чтобы облегчить поиск информации и недостаточно решают задачу ценностного ориентирования в имеющихся ресурсах. Кроме того, сами компьютерные ресурсы создаются пока также без использования традиционного опыта оценивания материала. Компьютеризация сейчас находится на таком этапе, когда идет лишь процесс накопления ресурсов без адекватной оценки их качества и использования. Процесс формирования ресурсов и их использования носит больше спонтанный характер.
Слабо изучается потребление информации через посредство компьютерных коммуникаций. Кто сегодня потребитель информации? Какова структура потребления информации? Кто остается потребителем традиционных источников, а кто отдает преимущество новым технологиям передачи информации? Какие мотивы побуждают обращаться к электронным источникам информации? Что удовлетворяет и что не удовлетворяет при использовании компьютерной информации? Какое индивидуальное знание, прежде всего, вводится в социальный оборот? На все эти вопросы можно получить ответы при условии развития социологии и психологии компьютерного чтения (потребления информации).