Нечипоренко В.П.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ГСНТИ
Широкое использование информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности существенно изменило представление о месте и роли информации в современном обществе. Все отчетливее проявляет себя новая экономическая категория v национальные информационные ресурсы, которые являются существенной частью стратегических ресурсов общества и важным фактором развития постиндустриального мира. Можно уверенно говорить о том, что национальный, социальный и культурный престиж страны, ее экономическое состояние определяются уровнем накопления и использования национальных информационных ресурсов. Иначе говоря, национальные информационные ресурсы являются общественным информационным богатством страны и вопросы их воспроизводства, накопления и использования можно отнести к задачам общегосударственного значения.
Основными действиями по становлению цивилизованного информационного рынка в нашей стране являются:
а) развитие нормативно-правовой базы, регулирующей отношения участников информационного рынка и обеспечивающей сохранение и накопление отечественного информационного ресурса;
б) обеспечение государственной поддержки отечественной информационной инфраструктуры, в том числе научно-исследовательских работ, направленных на совершенствование информационной деятельности;
в) создание благоприятных условий для привлечения на российский информационный рынок инвестиционных ресурсов;
г) поддержка здоровой конкуренции на отечественном информационном рынке;
д) развитие антимонопольного законодательства в информационной сфере;
е) повышение конкурентоспособности отечественных информационных продуктов и услуг, в том числе за счет использования современных информационных технологий.
В информационном обеспечении науки и техники основными документированными источниками являются различные виды НТИ. С точки зрения потребления НТИ ее потоки разделяются на две основные составляющие: первая предназначена для научного сообщества, в среде которого на базе предыдущих достижений генерируются новые знания, зарождаются новые идеи и открытия, вторая v необходима при переходе от научных достижений к производству новой продукции и процессам конструирования, изготовления, маркетинга и распределения этой продукции.
В России за последние годы разработан и введен в действие ряд федеральных законов, которые в той или иной мере являются правовой основой, регулирующей деятельность по информационному обеспечению науки и техники. Основными из них являются:
1. LОб обязательном экземпляре документов¦;
2. LО библиотечном деле¦;
3. LОб информации, информатизации и защите информации¦;
4. LОб участии в международном информационном обмене¦;
5. LО науке и государственной научно-технической политике¦.
В целях реализации указанных федеральных законов создается нормативно-методическая база научно-информационной деятельности, которая состоит из значительного количества инструктивных, методических и других документов различных министерств и ведомств, а также информационных организаций, научных и научно-технических библиотек, осуществляющих сбор, обработку, хранение, и организацию использования различных видов НТИ, а также группы общесистемных нормативных документов, связанных с обеспечением совместимости работы различных звеньев информационной инфраструктуры науки и техники.
Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) представляет собой совокупность научно-технических библиотек и информационных организаций, специализирующихся на сборе и обработке НТИ и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств. Целью создания ГСНТИ являются обеспечение формирования и использования государственных ресурсов НТИ, их интеграция в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационных продуктов и услуг.
В состав ГСНТИ входят федеральные органы НТИ и научно-технические библиотеки, отраслевые органы НТИ и научно-технические библиотеки, региональные центры НТИ.
К федеральным органам НТИ и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным видам источников НТИ и направлений науки и техники относятся более 30 организаций информационного профиля. Среди них такие крупнейшие информационные службы России, как Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) Миннауки России (федеральный информационный фонд по непубликуемым документам), Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) Миннауки России и Российской академии наук (федеральный фонд по опубликованным документам), Федеральный институт промышленной собственности Роспатента (федеральный фонд патентной документации), Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных стандартов, Российская книжная палата Госкомпечати (федеральный фонд опубликованных в России произведений печати и государственной библиографии), Научно-технический центр LРосинформрегистр¦ Госкомсвязи России (федеральный фонд сведений об электронных изданиях) и др. В информационных фондах этих организаций накапливаются, обрабатываются и предоставляются пользователям десятки миллионов информационных источников в области науки и техники.
Формирование, ведение и организацию использования региональных информационных фондов, баз и банков данных, подготовку, издание и распространение информации о результатах научно-технической деятельности организаций осуществляют региональные центры НТИ Росинформресурса Миннауки России (69 центров в различных регионах России).
Основной принцип функционирования ГСНТИ v централизованная одноразовая обработка мирового информационного потока документов в области науки и техники федеральными органами НТИ и научно-техническими библиотеками и многократное использование НТИ потребителями из федеральных фондов через сеть информационных организаций в отраслях и регионах. Таким образом решается проблема четкого распределения труда между специализированными информационными организациями ГСНТИ. В целях обеспечения совместимости работы различных звеньев ГСНТИ их информационная продукция и услуги должны соответствовать государственным стандартам в области информации и документации и требованиям общесистемных нормативно-методических документов.
Указанная информационная инфраструктура является объектом государственной поддержки в части:
1) комплектования централизованных фондов соответствующих научно-технических библиотек, институтов и центров НТИ отечественной и зарубежной научно-технической литературой и документацией;
2) библиографического и реферативного описания и каталогизации государственных фондов публикуемых и непубликуемых документов в области науки и техники;
3) проведения важнейших исследований и разработок в информационной сфере;
4) генерации баз данных по важнейшим направлениям науки и техники и создания информационно-поисковых систем по государственным информационным ресурсам;
5) разработки и внедрения государственных стандартов и классификационных систем в области НТИ, гармонизированных с международными;
6) разработки и внедрения в практику работы информационных центров и научно-технических библиотек современных информационных технологий;
7) создания и использования телекоммуникационных сетей доступа потребителей к государственным информационным ресурсам.
Одним из механизмов такой поддержки является подпрограмма LФедеральный информационный фонд по науке и технике¦ Федеральной целевой научно-технической программы LИсследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники гражданского назначения¦. Данная подпрограмма обеспечивает проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с функционированием и развитием информационной инфраструктуры науки и техники России.
Подпрограмма v совокупность проектов, отобранных на конкурсной основе и разработанных ведущими информационными центрами России. Проектные мероприятия направлены на создание и развитие различных информационных систем и баз данных, образующих во взаимосвязи национальную библиотечно-информационную сеть для исследователей и разработчиков. Цель подпрограммы v координация деятельности ее участников по комплектованию и каталогизации государственных фондов НТИ, обеспечению возможностей поиска и доступа к необходимой информации для ученых и специалистов.
В реализации проектов подпрограммы принимают участие научные организации различных министерств и ведомств, организаций академической и вузовской науки, научных и научно-технических библиотек и информационных организаций.
В настоящее время проекты группируются по следующим направлениям:
1. Формирование и развитие системы фондов научно-технической литературы и документации и создание справочно-поискового аппарата к ним.
2. Создание баз и банков данных по научно-технической информации.
3. Разработка и внедрение средств удаленного доступа к отечественным и зарубежным базам и банкам данных.
4. Совершенствование систем представления и поиска научно-технической информации.
5. Разработка стандартов, систем классификации и терминологии в области научно-технической информации.
6. Разработка правовых и методологических основ информационной деятельности.
Результаты проводимых в рамках подпрограммы НИОКР, связанных с технологическими процессами в информационной среде, как правило, пригодны для широкомасштабного тиражирования и доступны участникам ГСНТИ.
В связи с переходом информационных служб на новые информационные технологии и технические средства сложилась благоприятная ситуация по созданию высокоэффективных и легкодоступных навигационных систем для потребителей.
Практически во всех федеральных органах НТИ и научно-техни-ческих библиотеках имеются достаточно мощные информационно-поисковые системы, функционирующие в режиме теледоступа. Многие информационные службы объявили свои WWW-серверы, на которых содержатся сведения об информационных источниках в фондах.
Особое место в обеспечении пользователей информацией о составе информационных фондов крупнейших научно-технических библиотек страны занимает автоматизированная система российского сводного каталога по научно-технической литературе (АС РСК НТЛ), которая функционирует в ГПНТБ России. В пополнении сведений АС РСК НТЛ принимают участие более 200 научно-технических библиотек и информационных центров различных министерств и ведомств, регионов России. В 1998 г. объем АС РСК НТЛ превысил 400 тыс. записей.
Важное значение для создания благоприятных условий доступа к электронным государственным информационным ресурсам имеют результаты работы по межведомственной программе LСоздание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы¦. За время выполнения программы почти в три раза увеличилось число регионов, научные и образовательные организации которых получили доступ к сети высокоскоростных каналов связи. Сейчас узлы сети функционируют в 30 регионах России v от Петрозаводска до Владивостока. Работы по реализации указанной программы продолжаются. На 1999v2001 гг. в программу включаются проекты LРазвитие распределенной базы данных реферативной и полнотекстовой информации по естественным наукам¦ (ВИНИТИ), LРаспределенная система информационных ресурсов ведущих библиотек и информационных центров России на базе технологии электронных библиотек¦ (ГПНТБ России, БЕН РАН, Научная библиотека МГУ), LСоздание специализированной информационной среды региональных центров объединения LРосинформресурс¦ (объединение LРосинформресурс¦).
Главным инструментом, обеспечивающим совместимость работы различных звеньев ГСНТИ, является система государственных стандартов, разрабатываемых и поддерживаемых в актуальном состоянии в рамках национального Технического комитета 191 LНаучно-техническая информация, библиотечное и издательское дело¦. В настоящее время в системе СИБИД действует более 60 государственных стандартов по различным аспектам научно-информационной деятельности (унифицированная терминология, формы представления и описания данных, обменные форматы, транслитерация и т.п.). В целях содействия интеграции ГСНТИ в мировое информационное пространство стандарты системы СИБИД коррелируются со стандартами Технического комитета 46 LИнформация и документация¦ Международной организации по стандартизации (ISO).
Важным инструментом для устранения возможного дублирования в работе участников ГСНТИ, а также для ориентирования пользователей в номенклатуре информационных продуктов и услуг, производимых информационными центрами и научно-техническими библиотеками ГСНТИ, является постоянно актуализируемая база данных LВедущие информационные организации России, их продукты и услуги¦, а также периодически выходящий печатный аналог.
В последние годы начался этап широкого использования в информационных центрах и научно-технических библиотеках ГСНТИ информационных и телекоммуникационных технологий. Получили поддержку федерального бюджета, в том числе и из средств Миннауки России, такие проекты как LРоссийские библиотеки в Интернет¦, LСоздание Российского центра корпоративной каталогизации (РЦКК)¦, LАвтоматизированная система Российского сводного каталога научно-технической литературы (АС РСК НТЛ)¦ и др.
Учитывая значительный опыт ГПНТБ России v головной научно-технической библиотеки ГСНТИ в разработке АС РСК НТЛ, библиотеке придан статус базовой организации по разработке концепции и эскизного проекта РЦКК как части Российского OCLC. Эти работы призваны определить меры по обеспечению информационной, форматной и лингвистической совместимости электронных каталогов и баз данных библиотек, сокращению затрат на каталогизацию.
За последние годы наблюдается стремительный рост объема информации, существующей только в электронной форме, которая позволяет надежно сохранять и эффективно использовать, помимо текстовой информации, изображения, звук, видеоматериалы и их комбинации. Сегодня на различных серверах, доступных через Интернет, находится более 300 млн. электронных документов. Поэтому в настоящее время важным является объединение усилий информационных организаций и библиотек по концентрации имеющихся у них финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов с целью решения в России проблемы создания электронных библиотек. Работа в этом направлении в стране проводится. Так, Миннауки России финансирует комплексный проект LРазработка типовых элементов и технологий создания электронных библиотек государственной системы научно-технической информации¦. В 1998 г. Российский фонд фундаментальных исследований провел конкурс проектов по программе LЭлектронные библиотеки¦, в результате которого планируется профинансировать в 1999 г. работу по 30 проектам. Однако наступило время подготовки и реализации межведомственной программы по решению указанной проблемы, имеющей общегосударственный статус. Работа по подготовке предложений в Правительство Российской Федерации по этому вопросу в настоящее время ведется специалистами Миннауки России с участием Минобразования России, Минкультуры России, Роспатента, РАН, Росархива, Госкомпечати России, Госкомсвязи России, ведущих информационных организаций и библиотек страны.