Дыченко Л.Ф.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСНОВЫ
БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социально-коммуникативные процессы являются основой библиографической деятельности. Формирование информационного общества предполагает создание единых информационных структур, систем и каналов коммуникации, позволяющих повысить качество и уровень социальной информации, доступность, объективность и эффективность информации для потребителя.
При рассмотрении библиотечно-библиографической деятельности как коммуникативного процесса, выделяются следующие формы коммуникации:
1. Субъектно-субъектные (библиотечное общение, различные методы и приемы обслуживания, основанные на партнерских отношениях читателя и библиотекаря).
2. Субъектно-объектные (педагогические и психологические приемы библиотечного обслуживания, формирования навыков информационной культуры читателя и т.д.).
3. Объектно-объектные (выполнение ролевых функций библиотекаря и читателя, стереотипы поведения в библиотечном обслуживании, общественное мнение и социальные оценки).
Поэтому к коммуникативным функциям библиотечно-библиографической деятельности можно отнести:
1) изучение информационной среды;
2) социально-профессиональную корреляцию информационной среды;
3) распространение социально значимой информации.
Представляя коммуникативные основы библиотечно-библиографи-ческой деятельности, необходимо обратить внимание на коммуникативную культуру и коммуникативную компетентность библиотечного специалиста. Коммуникативная культура профессионала складывается из:
а) коммуникативных качеств (потребность в общении, выбор способов общения);
б) коммуникативных способностей (инициатива в общении, способность к эмоциональной оценке, адекватность реакции на общение и пр.);
в) коммуникативной компетенции (умение использовать правила, нормы, технологии профессионального общения).
Рассматривая коммуникативную культуру библиотечно-библио-графической деятельности специалиста, следует выделить такие элементы, как:
1) профессиональное творческое сознание библиотекаря;
2) культура речевого общения (грамотность и четкость речи, аргументация, интонация, дикция и пр.);
3) культура жестов и пластика движений;
4) культура восприятия коммуникативных действий читателя;
5) культура эмоциональной саморегуляции.
Социальная коммуникация (по Соколову А.В.) есть движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Анализ библиотечно-библиографической деятельности как коммуникативной системы позволяет по-иному v с позиций теории социальных коммуникаций рассмотреть современные проблемы и тенденции в области библиотечного дела и предложить неординарные решения.