Тетерина Т.А.
|
|
Государственным программам в провинции (XIX в.) предшествовали «околобиблиотечные» проекты просветительных обществ. Заботясь о формировании доступных образовательных учреждений, такие общества создавали простейшие библиотеки, элементарное функционирование которых не требовало профессионального управления. Содержательное методическое руководство осуществлялось учителями в рамках общеобразовательных программ. Благодаря деятельности барнаульского Общества попечения о начальном образовании, организованного В.К. Штильке (1884), была создана система библиотек для детей при школах. К 1909 г. в городе функционировали Центральная народно-школьная библиотека при Народном Доме и две библиотеки при школах - Нагорной и Зайчанской имени В.К. Штильке. Широкий спектр деятельности Общества попечения о начальном образовании определенным образом совмещал выполнение общеобразовательных задач с организацией физического досуга детей, поэтому сотрудники библиотек вне библиотечных стен организовывали отдых детей - читателей. При этом сама библиотека не рассматривалась как учреждение досуга. В 20-е гг. XX в. появляются проекты государственных программ библиотечной деятельности. Однако отсутствие профессионально-методи-ческого обеспечения, финансовых средств, штатов, при нарастающей тенденции центростремительного развития библиотечного дела в стране диктовало необходимость адаптации библиотек к конкретным социальным условиям. Государственный план централизации сети детских библиотек в Барнауле проводился под руководством инспектора отдела народного образования А.С. Шуругиной. Реальной основой будущей сети явились книжные фонды библиотек Общества попечения о начальном образовании. Но концептуально А.С. Шуругина пошла дальше. Она рассматривала библиотеки и как досуговые учреждения, попыталась найти формы библиосоциальной работы с детьми, облегчающие их социализацию и развивающие жизненные силы. Дети выступали как объекты и субъекты библиосоциальной работы. Все мероприятия, проводимые Центральной детской библиотекой (ЦДБ), способствовали адаптации ребят и их вовлечению в общественную жизнь страны. Поражает широта интересов: кружок любителей эсперанто, кружок безбожника, художественный, литературный кружки, кружок «красных чтецов», литературная ёлка, театрализованные постановки, кампании громких читок. Многое в работе библиотеки копировало политическую ситуацию. Несмотря на это, во всей деятельности прослеживается авторское начало. Например, повсеместно создавались ленинские уголки, в ЦДБ был организован уголок Н.К. Крупской, с которой юные читатели вели переписку. Сложность ситуации заключалась в отсутствии элементарных условий для библиотечной деятельности, не говоря уже о социальной работе. Для успешного решения текущих задач требовалась мобилизация имеющихся ресурсов. Поэтому крупнейшая детская библиотека города выступала инициатором и организатором профессионального библиотечного пространства, средством неординарных форм сотрудничества, как: социалистическое соревнование между библиотеками города, пропаганда передового опыта, внедрение в многочисленные школы города и района библиотек - передвижек, сбор книг, пожертвованных школьниками для создания библиотек в селах края и пригородных районах. Современная ситуация является своеобразным отражением прошлого, когда государственная программа не является реально осуществимой и государство не выступает гарантом её выполнения. Оценивая перспективы, можно прогнозировать плодотворность контакта библиотек с центрами социальной работы с детьми. Если раньше библиотеки, организуя социальную работу, подменяли подобные центры, то сегодня библиотека рассматривается как одно из звеньев системы социальных учреждений, способствующее развитию жизненных сил детей. |