Драган Р.А.
|
О РАЗВИТИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА 1917-1921 ГГ. |
Библиотечное дело Украины в 1917-1921 гг. развивалось в сложных условиях. Особенности политической, экономической и культурной жизни страны того времени влияли на библиотечное строительство. Сложное политическое положение (революция, Центральная рада, гетманщина, директория, гражданская война) поставило развитие библиотек в тяжелое материальное положение. С первых лет советской власти библиотечное дело становится государственным. На Украине широко использовались декреты СНК «Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР» (1918), «О централизации библиотечного дела в РСФСР» (1920) и «Основные положения библиотечной сети в УССР» (1919), что свидетельствует о том, что государство взяло развитие библиотечного дела в свои руки. Провозглашаются принципы библиотечного дела: общедоступность и демократизация библиотек, планомерная организация библиотечной сети, государственное руководство библиотечным делом. Идеологическая функция библиотек стала обязательной. С конца ХIХ в. широкое распространение на Украине получили библиотеки «Просвит»,которые пропагандировали украинскую культуру и литературу. Они стояли на позициях аполитичности и плюрализма. Новая власть, зная высокий авторитет «Просвит», подчиняет их Наркомпросу, таким образом нивелируя их деятельность. Библиотековедческая мысль Украины развивалась в сложных условиях. Прежде всего, внимание библиотековедов привлекают такие вопросы, как типология, функции и задачи библиотек (Б.О. Борович, И.С. Вугман, Ю.А. Меженко, Н.Я. Фридьева и др.); централизация и координация их деятельности (Н.Я. Фридьева и др.); руководство чтением (Д.А. Балика, М.А. Покровский, Н.Я. Фридьева и др.);подготовка библиотечных кадров (Б.О. Борович, Н.Я. Фридьева и др.). Б.О. Борович и Л.Б. Хавкина (Россия) обращают внимание на значение библиотеки в современном обществе. Там, как считал Б.О. Борович, где нет специальных просветительных организаций, заменить их должны библиотеки. Они должны проводить лекции, чтения, экскурсии, превращаясь в центры культуры конкретного района. Библиотековеды выделяли четыре типа библиотек: национальные, академические, публичные и библиотеки при рабочих клубах. Национальная библиотека должна иметь исчерпывающий подбор всего, что когда-нибудь было напечатано в стране и как можно больше из того, что было написано и издано в других странах. Задача академических библиотек собирать все по данной отрасли науки, независимо от года издания книги. Важным источником культуры должны быть публичные библиотеки, которые, с точки зрения Б.О. Боровича, должны организовывать свою деятельность по определенному, заранее подготовленному плану. Публичная библиотека является не только источником культуры, но и должна содействовать воспитанию нации для демократии. Главная задача публичной библиотеки - активная помощь читателю. Как считал Б.О. Борович, публичная библиотека должна пробуждать интерес к книге .Они привлекают внимание И.С. Вугмана, который предлагает создать при крупнейших публичных библиотеках Центральное справочное бюро, которое бы информировало читателей о наличии той или иной книги в других библиотеках города. Задачи библиотек при рабочих клубах, полагал Б.О. Борович, повысить общий уровень развития своих членов. Широкая пропаганда книги, создание тесной связи между ней и читателем - это и является главной задачей такой библиотеки. Клубная библиотека, считал он, обязательно должна быть доступной и для посторонних посетителей. Библиотековедов привлекали вопросы, связанные с руководством чтения, определением его задач на современном этапе. Эти вопросы активно разрабатывали Д.А. Балика, М.А. Покровский, Н.Я. Фридьева. Необходимость в руководстве чтением была связана с идеологизацией библиотек. Сегодня термин «руководство чтением» не используется, так как не соответствует современным задачам библиотек. Рост количества библиотек требует квалифицированных библиотечных работников. С этой целью организуются курсы, семинары и практикантство. Важные задачи, стоящие перед библиотекарем, отмечали Б.О. Борович, М.А. Покровский, Н.Я. Фридьева, требуют специальной подготовки библиотечных кадров. Значение библиотек для развития общества находит место в творчестве крупнейших библиотековедов Украины. Наряду с недостатками (выдвижение на первый план идеологической функции библиотек, значительная нехватка средств, которая привела к уменьшению количества библиотек),следует отметить и определенные успехи: государственный характер библиотечного дела, финансирование, регламентирующая документация, создание системы библиотек, подготовка кадров. |