Алешин Л.И., Гузев Ю.С.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛEКТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Программой обучения студентов библиотечно-библиографических специализаций вузов страны предусмотрены курсы, в процессе изучения которых студенты получают навыки работы с документами - создания, организации, хранения, передачи, реферирования, аннотирования, индексирования и др. Основные принципы выполнения последних трех из них достаточно традиционны и не менялись на протяжении многих десятилетий.

Данные виды работ становятся все более значимыми, особенно в связи с тотальным использованием глобальных компьютерных сетей. Любой индивид является лицом, принимающим на различных уровнях ответственности те или иные управленческие решения.  Практическим показателем качества решения является интеллект лица, которое его принимает. Поэтому все более в мире ценятся интеллектуалы. Пользователь Интернет тоже лицо, принимающее решение. В потоке обрушивающейся информации приходится отбирать именно ту, которая необходима в каждом конкретном случае. Более того, ее объем должен быть минимальным и достаточным для принятия правильного решения.

Хранящаяся в мире машиночитаемая информация, как правило, библиографическая, в меньшей степени - фактографическая и полнотекстовая. Следовательно, возникает проблема, во-первых, создания специальных электронных рефератов, позволяющих на их основе быстро получать необходимые данные по методу, например, объектно-документального анализа; во-вторых, - использования объектно-ориентированных технологий для хранения этих документов и поиска в таким образом организованных базах данных необходимой информации.

Внедрение современных технологий “препарирования" текста является достаточно важным аспектом обучения практически любых специалистов в высшей школе, особенно библиотечно-библиографического и информационного профиля, что непосредственно связано с их будущей профессией. Эта проблема не менее актуальна для преподавателей, работающих над созданием и совершенствованием современных учебно-методи-ческих материалов.

Суть предложения заключается в организации изучения объектно-документального анализа текстов таким образом, чтобы создаваемые студентами под руководством преподавателей материалы могли пополнить соответствующие базы данных, а также легли в основу создаваемых новых учебных пособий. С этой целью предлагается создавать рабочие группы-бригады из преподавателя (эксперта-аналитика), и его помощников: студентов инструкторов-экспертов (наиболее продвинутых в части освоения данной технологии) и студентов-исполнителей, которые по заданию преподавателя будут анализировать определенные им тексты и формировать базу сведений по конкретной учебной дисциплине. Кроме очевидных преимуществ, такой подход позволяет студентам, развивая свой интеллектуальный потенциал, всесторонне и достаточно полно изучать данный предмет. Роль студента, как исполнителя, эксперта и помощника преподавателя зависит от его индивидуальных способностей в освоении данной технологии. Выявление наклонностей студентов к исполнению той или иной роли осуществляется в процессе исполнения ими различных обязанностей в бригаде. В этом случае повышается мотивация студентов к обучению, достаточно полно реализуется метод индивидуального обучения и т.п.

Умение преобразовывать текст и осуществлять его объектный анализ, например, с использованием технологии МОДА, формируется у студентов ступенчатым методом, основанным на строго дозированном, постепенном освоении нового технологического процесса. Деление учебного предмета на отдельные темы-модули, позволит оптимизировать материал, рационально его выстроить и наполнить соответствующим содержанием на основе использования современных информационных интеллектуальных технологий.

 

 

Hosted by uCoz