Шлыкова
О.В.
ОСОБЕННОСТИ АККРЕДИТАЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ ПРОГРАММ
В АМЕРИКАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ
В США нет централизованной авторитетной
структуры в области вузовского образования, эквивалентного министерству высшего
образования. Стандарты по аккредитации программ разрабатываются местными
(федеральными) образовательными агентствами, и не распространяются
централизованно. В области библиотечного образования эту миссию выполняет с
1924 г. Американская библиотечная ассоциация (АЛА), в структуре которой имеется
специальное подразде-ление(офис по аккредитации), занимающееся
разработкой стандартов, лицензированием программ и др. вопросами библиотечной
профессии и образования.
Стандарты по аккредитации
библиотечно-информационных школ составляются с ориентацией на программы магистерского уровня. Это сязано с тем,
что бакалавриат в области библиотечного дела практически не существует. Как
правило, приобретенная степень бакалавра по какой-либо области знания: музыка,
биология и др., служит основанием для поступления в библиотечную школу на
магистерскую программу.
Во главе угла стоят те ценности, которые
являются приоритетными для мирового профессионального библиотечного сообщества:
свобода мнений, открытый доступ к информации, объективность методик обуче-ния, предпочтение разнообразию квалификаций и др. На
начальном этапе существования библиотечных школ лицензирование библиотечных
школ осуществлялось в незначительном числе штатов, сегодня уже более 55 школ
США и Канады аккредитованы АЛА. В настоящее время процедура прохождения
аккредитации становится не просто обязательным, но и престижным актом для библиотечных
школ.
Стандарты по аккредитации магистерских
программ в библиотечно-информационных школах (переработанные и дополненные в
1992 г. и вступившие в силу с 1 января 1993 г.)
состоят из 6 основных разделов, каждый из которых основывается на существенных
компонентах подго-товки библиотекаря данного уровня.
Остановимся кратко на характеристике каждого
из них:
1. Миссия, Цели, Объективные основания. Библиотечная
программа должна соответствовать предпочтениям организации-заказчика (если не
конкретного, то потенциального). Стандартом предусмотрена вариатив-ность библиотечных программ различных школ.
Например, формулировка «библиотечно-информационное обучение» вместо «школа
библиотечно-информационных наук» позволяет шире интерпретировать возможности
подготовки специалистов в этом направлении, предоставляя возможность в обучении
различным магистерским программам: например, магистр «менеджер информационных ресурсов»
и др.
2. Учебный план должен отражать
динамику библиотечной профес-сии,
которая обеспечивает информационное обслуживание пользователей, базовые знания
и новые достижения как в области библиотечного дела, так и др. областей знания; представлять собой интегративную систему, синте-зирующую теорию, практику и новые технологии; отвечать потребностям быстро меняющегося
социо-культурного, полиэтического и многоязыч-ного
общества, учитывать глобальные потребности информационного общества современных
технологий, определять приоритетные направления будущего
библиотечно-информационной деятельности, обеспечивать воз-можности непрерывного профессионального роста.
3. Преподавательский состав.
Ключевыми параметрами оценки деятельности преподавателей факультета являются:
его научный статус, репутация в кампусе, в др. школах, внутри профессии -
активное участие в профессиональных сообществах, склонность к развитию нового,
достиже-ний в преподаваемой области деятельности,
знание современных техноло-гий и т.п.
4. Студенты. Обучение студентов
должно соответствовать главному назначению школы, ее целям и задачам. Школа
обеспечивает студентов соответствующими условиями, позволяющими им: участвовать
в опреде-лении всего процесса обучения и в
формулировании университетской политики, отражающей научные и студенческие
интересы; консультиро-ваться с педагогом по профессиональным
вопросам и др. Процедура оценки степени овладения знаниями, умениями и навыками
предусмотрена системой систематического и поэтапного контроля-оценки.
5. Административная и финансовая
поддержка. Школа представляет собой самостоятельную структуру, которая все же
неотделима от универ-ситета в целом. Поэтому преподавательский
состав и студенты имеют возможность участвовать в университетской политике, в
развитии меж-дисциплинарных связей и взаимодействий между
факультетами.
6. Материальные ресурсы и база. Эта часть
стандарта предусма-тривает наличие условий для проведения
научной, педагогической деятель-ности,
консультирования студентов и т.п. Как сотрудники университета. Так и и студенты
имеют доступ к библиотеке, мультимедийным ресурсам и услугам, информационным и
компьютерным технологиям, условия для индивидуальной работы.
Изучение
зарубежной системы аккредитации позволит более глубоко осмыслить и понять
специфику американского университетского образо-вания и будет
способствовать поиску оптимальной модели библиотечного специалиста, что
позволит разработать интегративную международную библиотечную программу,
учитывающую общее и особенное в подготовке кадров России и Америки.