Чернова О.В.

 

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В МГУК

 

Одной из характерных особенностей современного перехода от индустриального общества к информационному  является усиление роли науки и ученых в функционировании и развитии России.

Развитие науки в современной системе разделения труда как одной из самых динамичных форм общественного производства, привело в ХХ в. к резкому обострению проблемы воспроизводства и ротации научных кадров.

Решающая роль в послевузовской подготовке современных  кадров для социально-культурной и  информационной сферы принадлежит вузам культуры.

Анализ процесса подготовки научных кадров в вузах культуры за последние годы свидетельствует о том, что налицо тенденции, характерные для России в целом. Так, по всем научным специальностям, существующим в вузах культуры, в период с 1993 по 1997 гг. наблюдался рост общей численности докторантов, аспирантов и соискателей. Если в 1992 г. в МГУК на 25 мест, выделенных согласно плану приема в аспирантуру Министерством культуры РФ, было подано 28 заявлений, то в 1997 г. их было уже  более 80. Увеличилось количество поступающих на научные специальности 05.25.03 - Библиотековедение и библиографоведение, 13.00.05 - Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности, 13.00.02 - Теория и методика обучения музыке, где  конкурс составил 4-5 человек на одно место. Открывается подготовка  по новым направлениям. Так, в прошедшем году открыты научные специальности 05.25.05 - Информационные системы и процессы, 13.00.08 - Теория и методика профессионального обучения.

Качество послевузовской подготовки специалистов высшей квалификации находится в прямой зависимости от качества вузовской подготовки  обучающихся, а также от основных характеристик будущих научно-педагогических кадров: их творческого потенциала, уровня профессиональных знаний, владения современными средствами, методами и технологиями исследования и др.

Творческая активность аспирантов формируется в процессе их научно-исследовательской работы в студенческие годы. Так, примерно половина лиц, поступивших в аспирантуру сразу после окончания вуза, активно занимались научно-исследовательской работой и являлись дипломантами международных, всероссийских и отраслевых конкурсов научных студенческих работ. Данные обстоятельства, а также высокий конкурс в аспирантуру в последние годы позволили качественно повысить уровень подготовки научно-педагогических кадров. Ежегодно аспиранты получают престижные государственные стипендии Президента РФ, Правительства РФ, организации ЮНЕСКО, проходят стажировку за рубежом.

В настоящее время в вузе сформирована диссертационная политика, отражающая важнейшие теоретические проблемы социально-культурной, культурно-исторической, информационной, библиотечной  и других направлений науки. В соответствии с этим ведется совместная работа деканатов, кафедр и отдела аспирантуры по подготовке и открытию новых перспективных научных специальностей, в частности, по основным направлениям исторической и прикладной культурологии.

Однако, как показала практика, мотивы продолжения обучения после окончания вуза не всегда связаны с выбором дальнейшей научной карьеры. Отсюда показатели выпуска докторантов, аспирантов и соискателей, в том числе с защитой диссертации, уменьшаются. Причины отмеченного спада связаны с оттоком кадров из социально-культурной сферы, с отказом от научной карьеры тех, кто сделал в ней первые шаги, так как остается нестабильным финансовое положение отраслей культуры и науки в целом, а также уменьшение возможностей  научной карьеры в России.

Для повышения эффективности подготовки научно- педагогических кадров в современных условиях необходимо совершенствовать систему их подготовки через аспирантуру и докторантуру с использованием новых форм организации научных исследований на базе передовых образовательных технологий и обмена научной информацией с использованием компьютерных сетей. Решение этих и многих других социально-экономических проблем будет способствовать стабилизации и развитию интеллектуального потенциала России.

 

 

Hosted by uCoz