Чернова О.В.
ПРОБЛЕМЫ
ПОДГОТОВКИ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КАДРОВ В МГУК
Одной из характерных
особенностей современного перехода от индустриального общества к
информационному является усиление роли
науки и ученых в функционировании и развитии России.
Развитие науки в современной
системе разделения труда как одной из самых динамичных форм общественного
производства, привело в ХХ в. к резкому обострению проблемы воспроизводства и
ротации научных кадров.
Решающая роль в
послевузовской подготовке современных
кадров для социально-культурной и
информационной сферы принадлежит вузам культуры.
Анализ процесса подготовки
научных кадров в вузах культуры за последние годы свидетельствует о том, что
налицо тенденции, характерные для России в целом. Так, по всем научным
специальностям, существующим в вузах культуры, в период с 1993 по 1997 гг.
наблюдался рост общей численности докторантов, аспирантов и соискателей. Если в
1992 г. в МГУК на 25 мест, выделенных согласно плану приема в аспирантуру
Министерством культуры РФ, было подано 28 заявлений, то в 1997 г. их было
уже более 80. Увеличилось количество
поступающих на научные специальности 05.25.03 - Библиотековедение и
библиографоведение, 13.00.05 - Теория, методика и организация
культурно-просветительной деятельности, 13.00.02 - Теория и методика обучения
музыке, где конкурс составил 4-5
человек на одно место. Открывается подготовка
по новым направлениям. Так, в прошедшем году открыты научные
специальности 05.25.05 - Информационные системы и процессы, 13.00.08 - Теория и
методика профессионального обучения.
Качество послевузовской
подготовки специалистов высшей квалификации находится в прямой зависимости от
качества вузовской подготовки
обучающихся, а также от основных характеристик будущих
научно-педагогических кадров: их творческого потенциала, уровня
профессиональных знаний, владения современными средствами, методами и технологиями
исследования и др.
Творческая активность
аспирантов формируется в процессе их научно-исследовательской работы в
студенческие годы. Так, примерно половина лиц, поступивших в аспирантуру сразу
после окончания вуза, активно занимались научно-исследовательской работой и
являлись дипломантами международных, всероссийских и отраслевых конкурсов
научных студенческих работ. Данные обстоятельства, а также высокий конкурс в
аспирантуру в последние годы позволили качественно повысить уровень подготовки
научно-педагогических кадров. Ежегодно аспиранты получают престижные
государственные стипендии Президента РФ, Правительства РФ, организации ЮНЕСКО,
проходят стажировку за рубежом.
В настоящее время в вузе
сформирована диссертационная политика, отражающая важнейшие теоретические
проблемы социально-культурной, культурно-исторической, информационной, библиотечной и других направлений науки. В соответствии с
этим ведется совместная работа деканатов, кафедр и отдела аспирантуры по
подготовке и открытию новых перспективных научных специальностей, в частности,
по основным направлениям исторической и прикладной культурологии.
Однако, как показала
практика, мотивы продолжения обучения после окончания вуза не всегда связаны с
выбором дальнейшей научной карьеры. Отсюда показатели выпуска докторантов,
аспирантов и соискателей, в том числе с защитой диссертации, уменьшаются.
Причины отмеченного спада связаны с оттоком кадров из социально-культурной
сферы, с отказом от научной карьеры тех, кто сделал в ней первые шаги, так как
остается нестабильным финансовое положение отраслей культуры и науки в целом, а
также уменьшение возможностей научной
карьеры в России.
Для повышения эффективности
подготовки научно- педагогических кадров в современных условиях необходимо
совершенствовать систему их подготовки через аспирантуру и докторантуру с
использованием новых форм организации научных исследований на базе передовых
образовательных технологий и обмена научной информацией с использованием
компьютерных сетей. Решение этих и многих других социально-экономических
проблем будет способствовать стабилизации и развитию интеллектуального
потенциала России.