Акулич Ю.В.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В США И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Библиотечное образование
Республики Беларусь стоит перед необходимостью выбора путей совершенствования
профессионального образования, которое позволит готовить специалистов высокого
класса.
Американское
библиотечно-информационное образование накопило огромный опыт в этой области.
Естественно, мы не собираемся копировать опыт страны с другим уровнем и
условиями развития. Однако считаем, что сравнительный анализ стандарта
библиотечно-информационного образования США и практика библиотечного
образования Республики Беларусь позволит наметить важные ориентиры
совершенствования деятельности факультета библиотечно-информационных систем
Белорусского университета культуры, а также будет полезен и другим вузам и
факультетам, готовящим специалистов в данной области.
Стандарт по аккредитации
магистерских программ в области библиотечных и информационных наук
устанавливает определенные критерии по 6 категориям: 1) цели и задачи программы
обучения, 2) учебный план, 3) профессорско-преподавательский состав, 4) отбор и
состав студентов, 5) администрация и финансовая поддержка, 6) ресурсы и
возможности. Остановимся только на целях и задачах программы обучения и учебных
планах.
Цели и задачи библиотечного
образования Республики Беларусь адекватны стандарту Американской библиотечной
ассоциации в следующих отношениях:
1. В процессе обучения на
факультете учитываются особенности библиотечно-информационного обслуживания,
которое заключается в конкретном использовании знаний, услуг, технологий,
базирующихся на отборе, приобретении, описании, организации, хранении,
редактировании, анализе, интерпретации, оценке, синтезе, распределении и
управлении информацией.
2. Задачи обучения, а также
научные и учебные исследования способствуют развитию данной области. В учебном
процессе широко используются принципы философии, этики. На факультете имеются
разнообразные специализации, закрепленные в соответствующих документах.
Адекватны рекомендациям
стандарта Американской библиотечной ассоциации и учебные планы. Они
способствуют обучению кадров в области библиотечно-информационных наук, готовых
взять на себя оказание квалифицированных услуг. Внедряют последние научные
достижения в практику, интегрируют теоретические достижения и практическую
работу в этой области.
Перспективы
совершенствования обучения на факультете библиотечно-информационных систем
Белорусского университета культуры видятся в следующем:
1. Глубже раскрывать роль
библиотеки в меняющемся, информационном глобальном обществе.
2. Большее внимание уделять
удовлетворению информационных потребностей многонационального, многоязычного,
многокультурного, общества, включая нужды незащищенных групп населения.
3. Более глубоко учитывать
индивидуальные интеллектуальные потребности студентов.
Использование зарубежного опыта
позволит улучшить подготовку отечественных библиотечных работников.