Титова Е.П.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА PUBLIC RELATIONS»
Современная
ступень развития человечества требует от менеджмента использования более
сложных и тонких методов управления. Чтобы управлять организацией, уже
недостаточно управлять поведением людей. Сегодня необходимо управлять и тем,
что люди думают и чувствуют, формировать общественное мнение и настроение.
Такое управление предполагает установление и ведение целенаправленных
коммуникаций с различными группами общественности - органами власти,
финансовыми структурами, акционерами, партнерами, средствами массовой
информации, а также собственными сотрудниками. Всем этим занимаются службы общественных связей (public relations - PR).
В экономически
стабильных странах связи с общественностью уже давно сформировались как сфера
знаний и область деятельности. Российские PR делают только первые шаги в
этом направлении. Но уже сегодня ясно, что менеджмент российских фирм и
организаций (в том числе управление библиотечными и информационными
учреждениями) немыслим без управленческой функции PR. Особо подчеркнем, что
библиотеки и информационные органы активно формировали общественное мнение
читателей (потребителей информации), используя такие формы работы как «День
специалиста», «День информации» и пр. Однако для обеспечения стратегического
успеха библиотечным и информационным учреждениям в будущем этого недостаточно.
В текущем
учебном году на библиотечно-информационном факультете МГУК впервые введен курс
«Теория и практика public relations», рассчитанный на 72 часа.
Программа
состоит из двух разделов: «Теоретические основы public relations»
и «Прикладные аспекты PR».
В первом
излагаются сущность и содержание PR, определяются предмет и
методы данной дисциплины, формулируются цели и задачи деятельности PR,
рассматриваются этапы становления PR как области знаний и сферы
деятельности, а также анализируется сложившаяся система служб и
специализированных агентств PR в Российской Федерации. При
этом особое внимание уделяется специфике российского опыта PR в
сравнении с зарубежным. В первом разделе представлены также темы:
«Обществен-ность и общественное мнение», «PR в маркетинге»,
«Коммуникации: основные понятия», «Вербальные и невербальные коммуникации».
Второй раздел
включает следующие темы: «Отношения с государством и местной общественностью»,
«Отношения с инвесторами», «Отношения со средствами массовой информации»,
«Отношения с сотрудниками фирмы», «Имидж как фактор стратегического успеха
фирмы», «Организация специальных мероприятий по формированию положительного
имиджа фирмы», «PR: управление кризисом и возможностями», «Управление PR-деятель-ностью»,
«PR в мультикультурной среде».
Следует
отметить, что при составлении данной программы автор стремился соблюдать
соотношение лекционных и практических занятий (кейс-стади, деловые игры,
компьютерные зачеты по темам) близкое к 50:50.