Тараканов К.В.
О НОВЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ОБРАЗОВАНИИ
Сегодня
научно-педагогическая общественность сходится во мнении о наличии на пороге XXI
в. глубокого кризиса систем образования, являющегося следствием всеобщего
кризиса цивилизации и связанного с ним кризиса науки и культуры. Поэтому важно
четко обозначить стратегические направления развития системы образования.
Нам представляется полезной
и конструктивной точка зрения Колина К.К. о новой философии опережающего
образования и его гуманистической ориентации, создании систем дистанционного
обучения, опирающихся на телекоммуникационные технологии («Информационные
ресурсы России», 1997, № 5, с. 5-10.) В данном случае речь идет о преодолении существующей
разобщенности естественного научного и гуманитарного образования, а также о
сравнительно равной доступности системы образования для населения путем
использования методов дистанционного обучения на базе телекоммуникационных
технологий.
Что касается тезиса о равной
доступности системы образования, то следует иметь в виду «социальную функцию»
дистанционного обучения, которая предполагает решение целого комплекса таких
задач, как непрерывное обучение в течение всей жизни человека; предоставление
населению образовательных услуг, адекватных его разнообразным потребностям;
создание системы образования, обладающей большой скоростью адаптации к требованиям
рынка труда и др.
Уместно подчеркнуть, что в
системе как обычного обучения, так и в системе дистанционного образования - при
всей полезности и ценности новых информационных технологий, основанных на
телекоммуникациях - главной компонентой является научно-методическое
обеспечение, состоящее из комплекса тематических баз данных, электронных
учебников и учебно-методических материалов, электронной системы консультаций,
домашних заданий и т.д.