Соколов А.В.
КУЛЬТУРФУТУРОЛОГИЯ
-
НОВЫЙ КУРС
ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курс футурологии культуры,
названный культурфутурология, предлагается в отечественной высшей школе
впервые. Он предназначен для студентов всех гуманитарных и обществоведческих
факультетов. Цель курса - подготовить молодых специалистов к встрече с XXI в.
Ею обусловлено его содержание:
1. Знакомство с
проблематикой и методами футурологии как научной дисциплины. Культурфутурология
как одна из дисциплин культуроведческого цикла наук. Предмет и познавательные
задачи культурфутурологии. Виды футурологической деятельности и виды
футурологических смыслов. Пророчества, утопии, прогнозы. Эволюция культуры и
эволюция культурфутурологической деятельности.
2. Обзор представлений о
будущем в разные периоды эволюции культуры: миф, христианская эсхатология,
фольклорная утопия, художественно-литературная утопия, научно-публицистическая
утопия.
3. Анализ утопического
мышления и его роли в духовной жизни античности, Возрождения, Просвещения,
Нового времени. Сущность, функции и виды утопий. Утопия как противопоставленный
настоящему вероятностный и идеализированный образ желаемого будущего. Отличие
утопий от пророчеств, прогнозов и реальных программ. Социалистические, либеральные,
консервативные утопии в Западной Европе и России XVI-XIX вв.
Художественно-фантастические утопии в Западной Европе и в России. Антиутопии в
литературе XX в. Образы XXI в. в современных научно-публицистических утопиях.
Сопоставительный анализ и оценка различных концепций.
4. Рассмотрение глобальных
проблем, угрожающих человечеству в XXI в. и возможностей их разрешения. Римский
клуб и становление футурологии. Современное состояние футурологических
исследований в мире. Основные глобальные проблемы: экологический кризис,
демографический взрыв, истощение природных ресурсов, продовольственный кризис,
социально-экономическая отсталость развивающихся стран, предотвращение ядерных
конфликтов, геополитическая стабильность.
5. Конструирование оптимистических и пессимистических сценариев состояния
культуры в XXI в. Библиотека в информационной системе XXI в.
Итоговый вывод: решающая
роль в предотвращении угрозы самоуничтожения человечества принадлежит
постнеокультурному человеку, задача формирования которого - главная забота
неокультурных социальных институтов наших дней.
Курс является комплексным,
он синтезирует положения социальной философии, культурологии, истории,
экономики, литературоведения, социологии, обращается к произведениям
классической литературы. Для усвоения курса достаточно подготовки в объеме
средней общеобразовательной школы, поэтому он может преподаваться на любом
курсе вуза. Курс рассчитан на 50 аудиторных часов, из которых 34 занимают
лекции и 16 - семинарские занятия.