Скнарь В.К.
МОДЕРНИЗАЦИЯ
ПОСЛЕДИПЛОМНОГО
БИБЛИОТЕЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ
Современный этап социально-
экономического и культурного развития общества актуализировал задачу создания
единой системы непрерывного образования библиотечных кадров.
Анализ проведенных исследований
позволил сделать некоторые выводы, касающиеся выбора содержания, форм и методов
самообразования библиотекарей. Здесь уместно подчеркнуть такие условия
успешного самообразования библиотекарей как:
а) комплексное изучение
научных основ библиотековедения и библиографии, психологии и педагогики,
истории, философии, информационной культуры;
б) соответствие содержания
самообразования уровню подготовки библиотекаря, его интересам и склонностям;
в) сочетание научно-теоретической подготовки с овладением умениями и
навыками, необходимыми в деятельности и общении библиотекаря;
г) сочетание самостоятельных
занятий библиотекаря с участием в различных коллективных формах повышения
квалификации;
д) наличие творческого
отношения к изучаемому материалу, проявление волевых усилий по организации
самообразования и использование психолого-педагогических знаний в процессе
практической деятельности.
Особое внимание уделяется
самообразовательной работе молодых библиотекарей, оказанию им активной
методической помощи коллективом библиотеки. Среди разнообразных форм информационно-методической
помощи молодым библиотекарям утвердившихся в практике большинства библиотек
Украины, следует отметить участие в работе школ молодого библиотекаря,
наставничество.
В последнее время в деятельности
Института повышения квалификации работников культуры Министерства культуры и
искусств Украины все шире используются инновационные тренинги, активные методы
обучения, занятия с использованием видеоролевых игр, проблемно-модульное обучение.
Критический анализ педагогических технологий, методы системного анализа
содержания самообразования и переподготовки библиотечных кадров, метод
самогенезиса профессиональной деятельности позволяет делать выводы о том, что
содержание учебно-тематических планов для отдельных категорий слушателей должны
строиться на основе новой педагогической технологии - проблемно-модульном
обучении.
При модернизации организационных форм обучения особая роль отводится созданию условий для гармонического развития личности библиотекаря. Предусматривается синтез интеллектуально-познавательной, эмоциональной и творческо-практической деятельности.