Акулич В.А.
МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА
«ВСЕМИРНАЯ
ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА»
В БЕЛОРУССКОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ КУЛЬТУРЫ
Курс
«Всемирная история библиотечного дела» состоит из следующих блоков:
1.
Лекции.
2.
Самостоятельная работа студентов.
3.
Семинары.
4.
Таблица выводов.
5.
Разнообразные контрольные работы.
6.
Творческие задания.
7.
Учебные проекты.
8.
Оценка студентами уровня преподавания курса и
своих достижений.
Основная
задача курса - развить у студента творческое мышление. Подчиняясь законам
социального развития, современность превращается в прошлое, а прошлое
вторгается в современность. История - это не просто чередующиеся события, а
процессы, протекающие сквозь века. Процесс, который начался и оформился в
прошлом, видоизменяясь, протекает в настоящем, и будет протекать в будущем.
Именно поэтому историческое прошлое имеет свою актуальность для настоящего и
для предвидения будущего.
Библиотека,
развиваясь как социальный институт, всегда была связана с определенной
общественно-экономической формацией и определенным государством. Прошлое
библиотек всегда социально и всегда имеет общественный смысл. Изучая историю
как смысловую целесообразность, мы понимаем ее полезность для настоящего. А это
значит, прежде всего - ПОМНИТЬ! Как потеря памяти разрушает человеческую
личность, так и историческое беспамятство обессмысливает жизнь общества!
Историко-библиотечное мышление
является сплавом общих норм логического мышления, диалектически осознанного
предметного содержания всемирной истории библиотечного дела. Целью данного вида
мышления является извлечение полезного опыта из прошлого.
Развитию историко-библиотечного
мышления способствует весь комплекс методов преподавания, в особенности таблица
выводов. Она заполняется студентом по окончании чтения лекций по определенной
теме, требуя не только знания лекционного материала, но и изучения литературы.
В процессе заполнения студенты не только усваивают учебный материал, но и
учатся аналитически мыслить, выявлять изменения основных тенденций
историко-библиотечных процессов. Таблица позволяет в любой момент проверить,
как студенты работают над курсом. Для заочников она служит еще и стимулом,
который заставляет регулярно заниматься предметом. Она может использоваться при
преподавании любого предмета, так как в любом курсе имеются свои законы и тенденции.
Изучение курса способствует
следующему.
Во-первых, изучение опыта
предшествующих поколений библиотекарей, студенты создают необходимые условия
для культурного, а главное, профессионального роста.
Во-вторых,
знание истории своей профессии создает условия для общения и взаимопонимания с
коллегами.
В-третьих,
история своей специальности несет и воспитательную функцию. Ведь поступки и
деятельность некоторых библиотекарей стали эталоном, которому следует
подражать. Это нормы профессиональной деятельности.
В-четвертых,
студенты накапливают практический опыт поколений библиотекарей, который может
помочь в конкретной ситуации.
В-пятых, история позволяет
проследить развитие закономерностей в библиотечном деле, развивает у студентов
историко-библиотечное мышление которое защитит от крупной профессиональной
ошибки, позволит правильно оценивать то или иное событие.
В-шестых,
именно история дает прекрасное интеллектуальное развитие. Н.Г. Чернышевский
писал: «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики,
греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи других наук и
все-таки быть образованным человеком, но не любить историю может только человек
не развитый умственно».