Акулич В.А.

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА

«ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА»

В БЕЛОРУССКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ КУЛЬТУРЫ

 

Курс «Всемирная история библиотечного дела» состоит из следующих блоков:

1.      Лекции.

2.      Самостоятельная работа студентов.

3.      Семинары.

4.      Таблица выводов.

5.      Разнообразные контрольные работы.

6.      Творческие задания.

7.      Учебные проекты.

8.      Оценка студентами уровня преподавания курса и своих достижений.

Основная задача курса - развить у студента творческое мышление. Подчиняясь законам социального развития, современность превращается в прошлое, а прошлое вторгается в современность. История - это не просто чередующиеся события, а процессы, протекающие сквозь века. Процесс, который начался и оформился в прошлом, видоизменяясь, протекает в настоящем, и будет протекать в будущем. Именно поэтому историческое прошлое имеет свою актуальность для настоящего и для предвидения будущего.

Библиотека, развиваясь как социальный институт, всегда была связана с определенной общественно-экономической формацией и определенным государством. Прошлое библиотек всегда социально и всегда имеет общественный смысл. Изучая историю как смысловую целесообразность, мы понимаем ее полезность для настоящего. А это значит, прежде всего - ПОМНИТЬ! Как потеря памяти разрушает человеческую личность, так и историческое беспамятство обессмысливает жизнь общества!

Историко-библиотечное мышление является сплавом общих норм логического мышления, диалектически осознанного предметного содержания всемирной истории библиотечного дела. Целью данного вида мышления является извлечение полезного опыта из прошлого.

Развитию историко-библиотечного мышления способствует весь комплекс методов преподавания, в особенности таблица выводов. Она заполняется студентом по окончании чтения лекций по определенной теме, требуя не только знания лекционного материала, но и изучения литературы. В процессе заполнения студенты не только усваивают учебный материал, но и учатся аналитически мыслить, выявлять изменения основных тенденций историко-библиотечных процессов. Таблица позволяет в любой момент проверить, как студенты работают над курсом. Для заочников она служит еще и стимулом, который заставляет регулярно заниматься предметом. Она может использоваться при преподавании любого предмета, так как в любом курсе имеются свои законы и тенденции.

Изучение курса способствует следующему.

Во-первых, изучение опыта предшествующих поколений библиотекарей, студенты создают необходимые условия для культурного, а главное, профессионального роста.

Во-вторых, знание истории своей профессии создает условия для общения и взаимопонимания с коллегами.

В-третьих, история своей специальности несет и воспитательную функцию. Ведь поступки и деятельность некоторых библиотекарей стали эталоном, которому следует подражать. Это нормы профессиональной деятельности.

В-четвертых, студенты накапливают практический опыт поколений библиотекарей, который может помочь в конкретной ситуации.

В-пятых, история позволяет проследить развитие закономерностей в библиотечном деле, развивает у студентов историко-библиотечное мышление которое защитит от крупной профессиональной ошибки, позволит правильно оценивать то или иное событие.

В-шестых, именно история дает прекрасное интеллектуальное развитие. Н.Г. Чернышевский писал: «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи других наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить историю может только человек не развитый умственно».

 

 

Hosted by uCoz