Пушкова С.В.

 

РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ:

ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ

НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

 

Стремительные изменения в деятельности библиотек, вызванные интенсивным развитием и внедрением в библиотечную практику новых информационных технологий и средств телекоммуникации, предъявляют  повышенные требования к профессиональной подготовке библиотечных  кадров и организации повышения их квалификации. Уровень профессиональной компетентности библиотекарей  становится одним из определяющих факторов в создании библиотеки нового типа, соответствующей постоянно изменяющимся потребностям не только сегодняшнего дня, но и будущего информационного общества. В современных условиях непрерывное профессиональное образование перестает быть делом отдельных библиотек. Вопросы его организации обсуждаются и решаются на региональном, национальном и даже международном уровнях. Наглядной иллюстрацией возможности успешного решения этих проблем на межнациональном уровне может служить опыт осуществления в данной области совместного российско-украинского проекта.

Специальный проект под названием «Непрерывное профессиональное образование библиотекарей России и Украины» имел целью создание эффективной системы повышения квалификации, действующей на региональном уровне. Инициаторами его разработки стали: с российской стороны - Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, и с украинской - Украинская библиотечная ассоциация. Рождению проекта и успешному достижению поставленных целей в значительной мере способствовал Мортенсон-центр международных библиотечных  программ (при Библиотеке Иллинойского университета в Эрбана-Шампейн, США). Осуществление проекта стало возможным благодаря получению финансовой поддержки со стороны Региональной библиотечной программы Института «Открытое общество» (ИОО - г. Будапешт, Венгрия) и национальных фондов Сороса: Российского представительства ИОО (г. Москва) и Международного фонда «Возрождение» (Украина).

В ходе реализации проекта возникло другое его название - «Training for Trainers» («Обучение обучающих»), которое акцентирует внимание на такой важной стороне проекта, как подготовка национальных кадров инструкторов и  консультантов из числа местных библиотекарей.

Проектом было предусмотрено проведение ряда региональных семинаров по актуальным проблемам развития библиотечного дела в условиях построения демократического общества. Темы, предложенные для рассмотрения, неоднократно освещались зарубежными специалистами на семинарах, «круглых столах» и конференциях, проводимых в последние годы во ВГБИЛ и других библиотеках России. Своеобразие этого проекта заключалось в том, что в качестве инструкторов и консультантов выступали российские и украинские специалисты, хорошо знакомые с положением дел на местах и, кроме того, прошедшие необходимую предварительную подготовку в США - во время стажировки в Мортенсон-центре международных библиотечных программ в 1995 г. Общие цели, профессиональная заинтересованность и увлеченность делом способствовали образованию единой, слаженной «команды» инструкторов, каждый член которой представлял на семинарах одну из тем совместной программы, умело и логично дополняя своих коллег.

Одно из главных достоинств программы повышения квалификации в рамках совместного российско-украинского проекта - ее практический характер и назначение. Эта программа имела конкретные цели и задачи: оказать помощь библиотекарям регионов в освоении новых информационных технологий и нахождении дополнительных источников финансирования библиотечной деятельности, способствовать осознанию ценности открытого доступа к информации и продвижению новых современных методов управления - на основе ознакомления с опытом и возможностями зарубежных, прежде всего, американских библиотек.

Проект, рассчитанный на два года (1996-1997), был завершен в декабре 1997 г. За этот период проведено шесть региональных семинаров в различных городах России и Украины: Москве, Белгороде, Ростове-на-Дону, Киеве, Харькове и Судаке. Кроме того, проект был представлен участникам международных конференций «Крым-96» и «Крым-97».

Все семинары проходили с неизменным успехом, который основывался не только на компетентности и профессиональном мастерстве проводивших специалистов, но и на заинтересованном участии аудитории. Одним из убедительных свидетельств успеха проекта можно считать поступившие от некоторых библиотек запросы о возможности повторения подобных программ в других регионах. Дополнительно к запланированным по проекту были проведены еще два семинара: в Вильнюсе, Литва (30 сент. - 1 окт. 1996 г.) и Санкт-Петербурге (19 - 20 мая 1997 г.).

 

 

Hosted by uCoz