Пушкова
С.В.
РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ:
ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
Стремительные
изменения в деятельности библиотек, вызванные интенсивным развитием и
внедрением в библиотечную практику новых информационных технологий и средств
телекоммуникации, предъявляют
повышенные требования к профессиональной подготовке библиотечных кадров и организации повышения их
квалификации. Уровень профессиональной компетентности библиотекарей становится одним из определяющих факторов в
создании библиотеки нового типа, соответствующей постоянно изменяющимся
потребностям не только сегодняшнего дня, но и будущего информационного
общества. В современных условиях непрерывное профессиональное образование
перестает быть делом отдельных библиотек. Вопросы его организации обсуждаются и
решаются на региональном, национальном и даже международном уровнях. Наглядной
иллюстрацией возможности успешного решения этих проблем на межнациональном
уровне может служить опыт осуществления в данной области совместного
российско-украинского проекта.
Специальный
проект под названием «Непрерывное профессиональное образование библиотекарей
России и Украины» имел целью создание эффективной системы повышения
квалификации, действующей на региональном уровне. Инициаторами его разработки
стали: с российской стороны - Всероссийская государственная библиотека
иностранной литературы им. М.И. Рудомино, и с украинской - Украинская
библиотечная ассоциация. Рождению проекта и успешному достижению поставленных
целей в значительной мере способствовал Мортенсон-центр международных
библиотечных программ (при Библиотеке
Иллинойского университета в Эрбана-Шампейн, США). Осуществление проекта стало
возможным благодаря получению финансовой поддержки со стороны Региональной библиотечной
программы Института «Открытое общество» (ИОО - г. Будапешт, Венгрия) и
национальных фондов Сороса: Российского представительства ИОО (г. Москва) и
Международного фонда «Возрождение» (Украина).
В
ходе реализации проекта возникло другое его название - «Training for Trainers»
(«Обучение обучающих»), которое акцентирует внимание на такой важной стороне
проекта, как подготовка национальных кадров инструкторов и консультантов из числа местных
библиотекарей.
Проектом
было предусмотрено проведение ряда региональных семинаров по актуальным
проблемам развития библиотечного дела в условиях построения демократического
общества. Темы, предложенные для рассмотрения, неоднократно освещались
зарубежными специалистами на семинарах, «круглых столах» и конференциях,
проводимых в последние годы во ВГБИЛ и других библиотеках России. Своеобразие
этого проекта заключалось в том, что в качестве инструкторов и консультантов
выступали российские и украинские специалисты, хорошо знакомые с положением дел
на местах и, кроме того, прошедшие необходимую предварительную подготовку в США
- во время стажировки в Мортенсон-центре международных библиотечных программ в
1995 г. Общие цели, профессиональная заинтересованность и увлеченность делом
способствовали образованию единой, слаженной «команды» инструкторов, каждый
член которой представлял на семинарах одну из тем совместной программы, умело и
логично дополняя своих коллег.
Одно
из главных достоинств программы повышения квалификации в рамках совместного
российско-украинского проекта - ее практический характер и назначение. Эта
программа имела конкретные цели и задачи: оказать помощь библиотекарям регионов
в освоении новых информационных технологий и нахождении дополнительных
источников финансирования библиотечной деятельности, способствовать осознанию
ценности открытого доступа к информации и продвижению новых современных методов
управления - на основе ознакомления с опытом и возможностями зарубежных, прежде
всего, американских библиотек.
Проект,
рассчитанный на два года (1996-1997), был завершен в декабре 1997 г. За этот
период проведено шесть региональных семинаров в различных городах России и
Украины: Москве, Белгороде, Ростове-на-Дону, Киеве, Харькове и Судаке. Кроме
того, проект был представлен участникам международных конференций «Крым-96» и
«Крым-97».
Все
семинары проходили с неизменным успехом, который основывался не только на
компетентности и профессиональном мастерстве проводивших специалистов, но и на
заинтересованном участии аудитории. Одним из убедительных свидетельств успеха
проекта можно считать поступившие от некоторых библиотек запросы о возможности
повторения подобных программ в других регионах. Дополнительно к запланированным
по проекту были проведены еще два семинара: в Вильнюсе, Литва (30 сент. - 1
окт. 1996 г.) и Санкт-Петербурге (19 - 20 мая 1997 г.).