Надольская Т.В.

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВВЕДЕНИЯ
ДВУХУРОВНЕВОЙ ПОДГОВКИ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ И БИБЛИОГРАФИЯ

Со времени организационного оформления системы высшего библиотечного образования в 30-е гг. в библиотечном деле произошли серьезные изменения как на технологическом, так и на организационном уровне. Высшее библиотечное образование всегда с той или иной степенью адекватности отражало или пыталось отражать происходившие в отрасли изменения. Несколько раз библиотечное образование подвергалось довольно серьезным преобразованиям: подготовка кадров осуществлялась по типам библиотек, по функциональному признаку, по характеру информационных потребностей и т.п. Тем не менее все эти изменения оставляли незыблемым представление о том, что все работающие в библиотеках, являются библиотечными работниками. Высшие учебные заведения выдавали диплом с квалификацией библиотекарь-библиограф.

Сейчас довольно отчетливо можно проследить две тенденции в библиотечной практике. С одной стороны, остается значительным, особенно в системе Министерства культуры, количество библиотек с числом сотрудников не более 5, где каждый в той или иной мере участвует во всех технологических процессах. С другой,- значительная часть выпускников востребуется крупными библиотеками, где очень выражено разделение труда по технологической схеме и требуется углубленное знание конкретного технологического процесса. Кроме того, процессы информатизации о6щества поставили задачу подготовки кадров, владеющих профессионально информационными технологиями, включая новейшие мультимедийные.

Очевидно, что в рамках единой подготовки решить эти задачи довольно сложно. Отсюда значительно возросшие претензии к качеству подготовки, способности молодых специалистов к адаптации. Это происходит н значительной степени потому, что сегодня мы пытаемся подготовить специалиста, способного с одинаковой степенью глубины и эффективности работать на любом технологическом участке.

Пришло время рассматривать библиотечную деятельность как сферу приложения профессиональных знаний специалистов нескольких профессий внутри одной специальности и соответственно строить систему их подготовки. Это предполагает два направления. Во-первых, возможна исходная подготовка по нескольким квалификациям в рамках существующей специальности, каждая из которых будет иметь самостоятельный стандарт. Это могли бы быть: библиотекарь-библиограф (для массовых, школьных библиотек), комплектатор, каталогизатор, технолог автоматизированных систем, менеджер библиотечного дела и т.п. Но поскольку перспективы трудоустройства при поступлении на первый курс весьма неопределенны, а подготовку специалистов соответствующего профиля довольно сложно прогнозировать, то более целесообразным и экономичным представляется введение двухуровневой подготовки: бакалавр (4 года) и магистр (1-2 года в зависимости от специальности). Это позволит на уровне бакалавра дать основу профессиональных знаний, а на уровне магистра - конкретную профессию, как правило, определенную местом работы выпускника. Магистерская программа может предусматривать очно-заочную форму обучения с большим объемом практической работы на конкретном рабочем месте. На базе типовых учебных планов для магистров могут готовиться индивидуальные, учитывающие конкретные особенности рабочих мест и перспектив профессионального роста.

Hosted by uCoz