Моргенштерн И.Г.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
КАК НОВЫЙ ЖАНР
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ПОСОБИЯ
Эволюционно в системе
библиотечно-информационного образования сложилась полижанровая система
учебно-методической литературы. В ее состав входят программа учебного курса,
учебник или учебное пособие по дисциплине, хрестоматия, альбом наглядных
материалов, методические указания для заочников в помощь подготовке к итоговой
проверке и выполнению контрольных работ, другие материалы. Они подготавливаются
и издаются разновременно, различными центрами, часто в них не соблюдается
единство структуры, понятийного аппарата и особенно содержания. Так, вузовские
учебники готовятся, как правило, преподавателями центральных вузов с
эпизодическим включением в состав авторского коллектива периферийных ученых,
переиздаются (либо издаются заново) не чаще чем раз в десять лет. За это время
структура и содержание учебной дисциплины индивидуально обновляется, нередко
радикально, что отражается в вузовских программах и учебно-методических
пособиях.
Недостатки учебно-методической
литературы усугубились в 90-е гг., когда произошли радикальные изменения в
общественной и духовной жизни России и соответствующий пересмотр научных
концепций. Учебники, изданные даже в 1990 г., устарели настолько, что
пользоваться ими можно с многочисленными оговорками и дополнениями. При этом
отсутствует информация о подготовке новых учебников, даже по дисциплинам,
включенным в число общеобязательных для всех вузов.
В этих условиях
преподаватели невольно вынуждены руководствоваться известным юмористическим
принципом самоспасения утопающих. На кафедре информации и библиографии ЧГИИК
был разработан жанр нового учебно-методического пособия - путеводитель по
учебной дисциплине. Первым был подготовлен путеводитель по курсу
«Информационно-библиографическое обеспечение гуманитарной сферы». Эта
дисциплина сформирована на основе преподаваемой с конца 30-х гг. «Библиографии
художественной литературы и литературоведения», дополненной материалами по
языкознанию.
Основу путеводителя
составила утвержденная кафедрой программа курса. Ее содержание полностью вошло
в текст путеводителя. По каждой теме текст излагается в двух вариантах. Первый:
если текст имеющихся в фонде библиотеки вуза учебников не устарел, то дается
отсылка к ним, повторяется текст программы, приводятся необходимые коррективы и
дополнения к учебникам. Второй: если в учебниках необходимый текст отсутствует
либо коренным образом устарел, предлагается конспект лекции по теме. В начале
каждой темы дается перечень литературы. В конце путеводителя приводятся вопросы
(темы) для самоподготовки.
Путеводитель подготовлен на
компьютере. Это позволило усилить наглядность, системно выделить опорные
сигналы. В тексте размещены таблицы и другие средства ориентации в материале
дисциплины.
Путеводитель планируется издать
в 1998 г.
Таким образом, путеводитель
представляет собою паллиативный учебно-методический материал. Он не отменяет
потребность в нормальном учебнике и др. учебно-методических материалах.
Подготовка именно путеводителя вынуждена в силу того, что издательство
периферийного вуза не в состоянии выпускать полноценные учебники объемом в
15-20 учетно-издательских листов. Установлено, что объем наших учебных изданий
не может превышать 5 учетно-издательских листов. Такой объем позволяет
реализовать преимущества путеводителя, а именно возможность излагать
профессиональную концепцию, регулярно обновлять содержание, оперативно
обеспечивать учебный процесс необходимым учебным материалом ориентирующего
характера.