Леончиков В.Е.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА
В УСЛОВИЯХ МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ
Преобразование институтов культуры в университеты требует от профессорско-преподавательского состава не только совершенствования существовавшей в институтах системы образования, но и принципиального изменения ее содержания и организационно-методических подходов.
В концепциях образования в странах СНГ 90-х гг. пересмотрена концепция образования и педагогическая идеология. В основу образования положены идеи плюрализма и диалога, которые стали ведущими и определяющими во многих сферах социально-культурной жизни. Приоритетными провозглашены гуманизация обучения, отказ от «готовых» знаний, формирование у преподавателя умения вступить в диалог, не нарушив чувства достоинства и культуры личности.
Ученые разных стран мира время от времени обращаются к проблеме общих требований к преподавателям университета. Ведущим ученым, разработавшим такие требования, признается современный французский философ, историк культуры и науки, создатель концепции «археология знания» П.М. Фуко. Он считает, что преподавателю университета необходима три типа умений и отношений к другому, а именно: наставление примером: пример великих людей и сила традиций формирует модель поведения; наставление знанием: передача знаний, манеры поведения и принципов; наставление в трудности: мастерство выхода из трудной ситуации. Фуко назвал и условия, без которых нет преподавателя университета. Это свобода говорящего; умение говорить искренне; речь, которая со стороны произносящего ее, равноценна обязательству.
Отличительной чертой
учебного плана по специальности «Библиотековедение и библиография» в условиях
университета является многоступенчатый характер. Первая ступень предусматривает
повышение общеобразовательного уровня студентов в ходе изучения ряда
социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Главная задача этого цикла -
содействовать развитию научного мировоззрения, социально-значимых качеств
личности, привитие навыков творческого мышления, межличностных отношений. На
первой ступени обучения преподавателю принадлежит ведущая роль в достижении
общеобразовательных и воспитательных целей. Он должен использовать традиционные
виды учебной деятельности, но проводить их в активном режиме, т.е. применять
активные методы обучения. На второй ступени обучения
акцент образовательной деятельности переносится на познавательную и
психомоторную деятельность студента. Изучаются гуманитарные и специальные
дисциплины. Основная цель - общекультурная и фундаментальная профессиональная
подготовка. Студент должен усвоить значительный объем информации, выработать
первоначальные умения и навыки по всем процессам профессиональной деятельности,
характерной для библиотек различных типов и видов.
На второй ступени
преподаватель должен выступать более как организатор (преподаватель-менеджер)
такой учебной деятельности студентов, как творческое отношение к делу, умение
самому самостоятельно найти и использовать необходимые знания.
Третий уровень связан с
профессиональной подготовкой непосредственно в условиях определенного типа
библиотеки, тех или др. функциональных обязанностей или отраслевого содержания
деятельности.
На четвертом этапе (при
подготовке бакалавров и магистров) студентам дополнительно читаются дисциплины
по методике преподавания специальных дисциплин, по организации и методике
научно-исследова-тельской деятельности, углубленные интегрированные курсы по
специаль-ности и т.д. Предусматривается участие студентов и выпускников в реальной
педагогической и научно-исследовательской деятельности.
Ведущая роль в эффективном
достижении образовательных целей на четвертом уровне учебы принадлежит самим
будущим бакалаврам и магистрам. Преподаватели при этом выполнять функции организатора
и консультанта.