Кузяева С.Р.
СООТНОШЕНИЕ
СИСТЕМ ЗАОЧНОГО И
ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Динамика современной жизни
ведет к активному развитию различных форм образования, в том числе обучения без
отрыва от основной работы.
В настоящее время для
государственных вузов основной формой такого обучения является заочная.
Многолетняя практика ее существования позволила накопить богатый опыт. Созданы
учебные планы, методические пособия, система контроля знаний, подготовлен
преподавательский состав.
Однако в последние годы
выявился целый ряд серьезных проблем, резко снижающих эффективность и
привлекательность заочной формы обучения:
а) связанность обучающегося
жесткими сроками проведения зачетно-экзаменационных сессий;
б) затрудненность
индивидуализации обучения;
в) необходимость прерывать
работу на довольно длительный срок (учебный отпуск) и приезжать в вуз, часто
расположенный за не одну сотню километров.
В то же время резко возросла
потребность в получении профессионального образования и переподготовке в связи
с происходящими структурными изменениями в экономике страны.
Учитывая специфику момента,
особенно проблему обучения работающих в коммерческих структурах,
негосударственные вузы и образовательные структуры стали активно внедрять
систему дистанционного обучения, представляющуюся более адаптированной к
современной ситуации.
Пока, как правило, в
дистанционном обучении используются зарубежные методики, учебные пособия и
аудиовизуальные материалы (например «ЛИНК» - ОБУ) слабо адаптированные к
российским реалиям. Серьезно затрудняется активное развитие этой формы обучения
и недостаточной технической оснащенностью как вузов, так и самих обучающихся.
Переход к дистанционному
обучению невозможен без перестройки организационных форм, изменения
регламентирующих деятельность вузов документов и нормативов, мультимедийных
образовательных структур и соответствующего методического обеспечения.
Внедрение дистанционного
обучения требует серьезной научной проработки с позиций современной педагогики
и педагогической психологии, с учетом того, что системообразующим элементом в
данном случае является технология обучения.
В ближайшие годы наиболее
целесообразным представляется развитие системы дистанционного обучения на базе
уже существующих организационных структур заочного, которое должно
сопровождаться внедрением новых учебных технологий.