Кравченко Е.Г.
ПРОБЛЕМЫ
РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Становление
рыночных отношений в системе российского образования породило необходимость
специальной рекламы учреждений, технологий и услуг как в государственных, так и
негосударственной сфере. Спрос на рынке труда на специалистов динамичен.
Следовательно, необходимо динамично обновлять специальности и квалификации.
Вузам культуры также пришлось искать новые формы привлечения абитуриентов. Одна
из них - обучение студентов на коммерческой основе. Как показывает опыт, в перестройке
нуждается организация учебного процесса, который необходимо постоянно корректировать,
вести поиск более приемлемых форм и методов обучения, быстро реагировать на
постоянные изменения на рынке труда, специалистов интенсивно и всесторонне
совершенствовать подготовку.
Профессорско-преподавательским
коллективом факультета управления и информатики МГУК разрабатываются новые
квалификации, которые учитывают требования современного рынка труда и
соответствуют современным образовательным стандартам. Отсутствие бюджетных
средств обусловило тот факт, что обучение по новым квалификациям, в основном,
ведется на платной основе, позволяя изыскивать средства на развитие новых
направлений подготовки. Мировой опыт не подтверждает абсолютной бюджетной
устойчивости государственных образовательных учреждений, а, следовательно,
переход к платному образованию естественный процесс, составляющая рыночной
экономики.
В настоящее время
значительно выросло число вузов и количество предлагаемых ими специальностей и
квалификаций. Для привлечения достаточного числа абитуриентов необходимо
развивать содержательную рекламную деятельность, информировать потенциальных
студентов обо всех направлениях деятельности вуза, формах и методах обучения.
До недавнего времени сведения о наборе студентов освещались всего лишь в нескольких
сборниках для поступающих, затем, в малом числе специализированных изданий.
Каналов распространения информации об образовательных услугах великое
множество. Их эффективность нуждается в специальном изучении. Проведением
рекламной кампании должно заниматься структурное подразделение факультета,
владеющее необходимыми методами и опытом, особенно в такой отрасли, как
образование.
Существует несколько
общеизвестных правил для проведения эффективной рекламной компании:
предварительные маркетинговые исследования, правильный выбор средств
распространения информации, выбор соответствующей аудитории, сроки проведения,
адресная направленность, правильное составление рекламного обращения и т.д.
Недостатками рекламных компаний государственных вузов являются их слабая
разработанность, отсутствие финансовых средств на проведение, излишняя централизация
деятельности и т.д.
В ходе пилотажного опроса
студентов, поступивших в 1997 г. на первый курс факультета управления и
информатики, установлено, что основной массой (2/3) абитуриентов выбор вуза был
сделан, благодаря советам знакомых и родственников. В процессе исследования
были опрошены 72 студента первого курса из 92 поступивших. Из них узнали о
факультете и его квалификациях:
- от родственников и
знакомых - 47;
- из справочника для
поступающих, изданного факультетом
управления и информатики -
13;
- на консультации в приемной
комиссии факультета - 5;
- из журналов, типа «Карьера
и образование» - 5;
- из газеты «Аргументы и
факты» - 1;
- из справочника о высших
учебных заведений России - 1.
Несмотря на то, что перед набором абитуриентов в
1997/98 учебном году университетом была проведена дополнительная рекламная
кампания, в целом поток студентов возрос незначительно. Это можно объяснить
тем, что конкуренция становится более жесткой и возникает необходимость в поиске
более эффективных методов рекламы. При отсутствии должной содержательной
рекламы вуз в перспективе беззащитен в конкурентной борьбе.