Авраева Ю.Б.

 

ПРОБЛЕМЫ РЕГИАНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И

ПЕРЕПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

ДЛЯ БИБЛИОТЕК ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

 

Процесс формирования новой государственной системы в РФ изменил взгляды на управление библиотеками в условиях рынка как на федеральном. так и на региональном уровне. Многие руководители научных, и тем более массовых библиотек оказались недостаточно подготовленными к участию в переработке и усвоении быстро обновляющегося потока информации необходимой для принятия решений. Растет управленческая нагрузка и ответственность руководителей библиотек, что вынуждает их расширить свои знания в теории управления, экономике и др. областях. Рынок повлиял на структуру кадров библиотек. Библиотечная профессия становится открытой для специалистов др. отраслей знаний и, более того, в них нуждается. Готовы ли библиотеки их принять, а учебные заведения их обучать?

Перед учебными заведениями, прежде всего перед ВСГАКИ, стоит задача подготовить специалистов нового класса, способных изменить имидж библиотек в соответствии с потребностями общества. Нужна «Единая региональная концепция образования», отражающая инновации в деятельности библиотек и учебных заведений; рассматривающая подготовку управленческих кадров и повышение их квалификации как приоритетную задачу, от решения которой во многом будет зависеть будущее библиотек и библиотечной профессии.

Проблема региональной подготовки и переподготовки управленческих кадров не является частной. Ее необходимо рассматривать не только в контексте общей проблематики специального образования, но и как самостоятельную проблему, пронизывающую весь комплекс библиотечной деятельности.

Основанием для такой позиции служит классификатор библиотечных специализаций, в котором на первом месте обозначена специализация: «Менеджер библиотечной деятельности».

Новое время породило новые взгляды на библиотечное образование, не отрицая традиционных. Оно обнажило издержки прежней системы образования. Подготовка библиотекарей осуществляется по единому образцу, по единому учебному плану. Нет преемственности между высшей школой и средними учебными заведениями. Самостоятельная специальная подготовка руководителей библиотек не осуществляется ни в одном учебном заведении региона. Учебные планы не учитывают ни особенностей региона, ни особенности вуза. Выпускники получают диплом единого образца.

Особое внимание должно быть уделено заочной форме обучения, позволяющей расширить сеть учебно-консультационных пунктов, обучать кадры по месту жительства и работы. УКП могут одновременно стать информационными центрами по переподготовке и повышению квалификации управленческих кадров. Экономия средств требует еще большей консолидации учебных заведений и головных библиотек.

Подготовка «Менеджеров библиотечной деятельности» осуществляется лишь в Университете культуры (Москва) и Академии культуры (Санкт-Петербург). Там созданы специализированные учебные заведения, сформировано ядро преподавателей. Есть самостоятельные учебные планы, определены базовые библиотеки, являющиеся «школами управления», оснащенные передовой оргтехникой и компьютерами.

Ничего подобного нет в нашем регионе. Нам нужно формировать единое образовательное пространство, что потребует усилия всех заинтересованных органов и значительных финансовых затрат. Организовать многоканальные формы обучения и переподготовки управленческих кадров - это задача ВСГАКИ и головных библиотек региона.

Одним из путей решения данной проблемы может быть предпринятое исследование «Библиотечные (управленческие) кадры: состояние и пути совершенствования подготовки и повышения квалификации», которое осуществляет кафедра библиотековедения. Главной целью исследования будет изучение и выявление факторов, способствующих оптимизации системы подготовки и выявления факторов, способствующих оптимизации системы подготовки и переподготовки управленческих кадров для библиотек Восточной Сибири. Наряду с этой целью мы ставим и др. задачи:

а) изучение влияния рыночных отношений на структуру аппарата управления в библиотеках;

б) изучение профессиональных, личностных и психолого-поведен-ческих особенностей руководителей низового звена в условиях нестабильного финансирования;

в) профессионально-этическая мотивация труда руководителей и библиотекарей.

 

Hosted by uCoz