Езова С.А.
ПРЕДПОСЫЛКИ
ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ
Отечественная высшая школа
решает проблему внедрения фундаментальных дисциплин в учебный процесс. Для
библиотекарей, работающих в сфере обслуживания, одним из важных направлений
фундаментальной подготовки должно стать психологическое.
В психологической поддержке
нуждаются различные слои населения, однако общество пока не готово предоставить
квалифицированную психологическую помощь в широких масштабах, да и большинству
она оказалась бы экономически недоступной. Психологические службы при
библиотеках, в которых работают по статусу профессиональные психологи, хотя и
имеют тенденцию к росту, но пока функционируют в ограниченном числе библиотек.
В специальной печати уже появились рекомендации ученых-библиотековедов по
созданию в библиотеках библиотерапевтических служб читательского развития
личности. Как показывает ряд библиотековедческих исследований, пользователи
сознательно, а многие подсознательно обращаются именно в библиотеку с целью
решения своих психологических проблем, ищут поддержку и защиту у библиотекарей,
испытывая состояния душевного, морального дискомфорта, обусловленные ухудшением
социально-экономического положения.
Книжный рынок,
представляющий многообразие типов и видов психологической литературы
отечественных и зарубежных авторов, ориентированных на многообразие
актуализированных психологических потребностей различных категорий населения,
служит солидной базой для фундаментальной психологической подготовки специалистов.
Демократизация общества
способствует активизации осознания людьми своего человеческого достоинства, что
проявляется в возрастании потребности у пользователей в субъект-субъектном
взаимодействии с библиотекарем, в общении с Эго-состоянием Взрослого у
библиотекаря, способного выстраивать объективные отношения с людьми,
контролировать свое поведение и принимать ответственные профессиональные
решения. Многие библиотековедческие исследования последних лет констатируют
невысокий уровень социально-психологической компетентности как пользователей,
так и библиотекарей, в конечном итоге определяющей качество и эффективность
профессиональной деятельности специалиста.
В большинстве вузов культуры
на библиотечных факультетах в соответствии с проектом Государственного
образовательного стандарта по специальности 05.27.00 «Библиотековедение,
библиография» психологическая подготовка студентов носит фрагментарный
характер. Инновационными являются на многих библиотечных факультетах авторские
курсы: «Профессиональная этика», «Библиотечное общение», «Культура общения» и
др.
Потребности библиотечной
практики в специалистах с фундаментальной психологической подготовкой ВСГАКИ
удовлетворяет за счет введения специализации: «Библиотекарь - социальный
психолог». Однако это не решает в целом проблему, охватывая малое число студентов.
Исследования, проводимые во
ВСГАКИ на протяжении ряда лет среди абитуриентов, поступающих на библиотечный
факультет, констатируют повышенный интерес к психологическим знаниям, к
рефлексии, к познанию других людей, к повышению самооценки и др., что служит
ярко выраженной мотивацией на усвоение психологических знаний.
Опросы библиотекарей
(занятых в сфере обслуживания пользователей), проведенные автором а последние
годы на курсах повышения квалификации в регионе Восточной Сибири, подтверждают
гипотезу исследования о проявлении ими интереса к психологическим проблемам,
популярной психологической литературе, к занятиям по психологии на курсах.
Библиотекари считают, что вуз должен давать фундаментальную психологическую
подготовку, вооружать студентов путями, средствами удовлетворения их потребности эффективно взаимодействовать
с пользователями различных возрастных и социальных групп, оказывать им психологическую
поддержку.