Езова С.А.

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ

 

Отечественная высшая школа решает проблему внедрения фундаментальных дисциплин в учебный процесс. Для библиотекарей, работающих в сфере обслуживания, одним из важных направлений фундаментальной подготовки должно стать психологическое.

В психологической поддержке нуждаются различные слои населения, однако общество пока не готово предоставить квалифицированную психологическую помощь в широких масштабах, да и большинству она оказалась бы экономически недоступной. Психологические службы при библиотеках, в которых работают по статусу профессиональные психологи, хотя и имеют тенденцию к росту, но пока функционируют в ограниченном числе библиотек. В специальной печати уже появились рекомендации ученых-библиотековедов по созданию в библиотеках библиотерапевтических служб читательского развития личности. Как показывает ряд библиотековедческих исследований, пользователи сознательно, а многие подсознательно обращаются именно в библиотеку с целью решения своих психологических проблем, ищут поддержку и защиту у библиотекарей, испытывая состояния душевного, морального дискомфорта, обусловленные ухудшением социально-экономического положения.

Книжный рынок, представляющий многообразие типов и видов психологической литературы отечественных и зарубежных авторов, ориентированных на многообразие актуализированных психологических потребностей различных категорий населения, служит солидной базой для фундаментальной психологической подготовки специалистов.

Демократизация общества способствует активизации осознания людьми своего человеческого достоинства, что проявляется в возрастании потребности у пользователей в субъект-субъектном взаимодействии с библиотекарем, в общении с Эго-состоянием Взрослого у библиотекаря, способного выстраивать объективные отношения с людьми, контролировать свое поведение и принимать ответственные профессиональные решения. Многие библиотековедческие исследования последних лет констатируют невысокий уровень социально-психологической компетентности как пользователей, так и библиотекарей, в конечном итоге определяющей качество и эффективность профессиональной деятельности специалиста.

В большинстве вузов культуры на библиотечных факультетах в соответствии с проектом Государственного образовательного стандарта по специальности 05.27.00 «Библиотековедение, библиография» психологическая подготовка студентов носит фрагментарный характер. Инновационными являются на многих библиотечных факультетах авторские курсы: «Профессиональная этика», «Библиотечное общение», «Культура общения» и др.

Потребности библиотечной практики в специалистах с фундаментальной психологической подготовкой ВСГАКИ удовлетворяет за счет введения специализации: «Библиотекарь - социальный психолог». Однако это не решает в целом проблему, охватывая малое число студентов.

Исследования, проводимые во ВСГАКИ на протяжении ряда лет среди абитуриентов, поступающих на библиотечный факультет, констатируют повышенный интерес к психологическим знаниям, к рефлексии, к познанию других людей, к повышению самооценки и др., что служит ярко выраженной мотивацией на усвоение психологических знаний.

Опросы библиотекарей (занятых в сфере обслуживания пользователей), проведенные автором а последние годы на курсах повышения квалификации в регионе Восточной Сибири, подтверждают гипотезу исследования о проявлении ими интереса к психологическим проблемам, популярной психологической литературе, к занятиям по психологии на курсах. Библиотекари считают, что вуз должен давать фундаментальную психологическую подготовку, вооружать студентов путями, средствами удовлетворения  их потребности эффективно взаимодействовать с пользователями различных возрастных и социальных групп, оказывать им психологическую поддержку.

 

 

Hosted by uCoz