Балашова Е.В.

 ИМИДЖ БИБЛИОТЕКИ КАК ВАЖНАЯ ПРОБЛЕМА

 БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

 Сегодня библиотека выступает как многофункциональное предприятие - информационный, общественный и культурный центр. Для того чтобы библиотека имела свой неповторимый, отличный от других образ, необходимо решить ряд проблем, связанных с созданием имиджа библиотеки.

 Одно из ведущих направлений формирования имиджа - это контакт, контакт со СМИ, общественными и государственными учреждениями, и, конечно, с пользователями библиотеки. Контакт можно рассматривать и с маркетинговых позиций, как рекламу собственных преимуществ и приоритетов.

 Но есть ли в современной библиотеке стремление к контакту? Реальная позиция библиотеки - оппозиция к социуму. Библиотеки пока не могут отойти от лозунга: «мы знаем как надо, мы вас научим». Им пора наконец сменить имидж «проводников культуры в массы» на более современные тенденции - удовлетворение реальных запросов потребителей. Поощрение субъективных побуждений посетителей библиотек в любом случае эффективнее «руководства чтением».

 Следствием пассивного контакта можно считать отсутствие авторского лица библиотек. Это и номерная традиция в наименовании, и присвоение имени литературных или общественных деятелей, но не библиотечных лидеров. Очевидно, что эта тенденция констатирует и закрепляет идею вторичности библиотечных учреждений. Все мы можем назвать хотя бы одного-двух известных химиков, физиков, медиков, писателей, певцов, актеров, но знаем ли мы (кроме специалистов, разумеется) хотя бы одного библиотековеда или библиографа?!

 Библиотеки не могут (и, очевидно, не умеют) формировать собственное пространство. Единственный доступный сегодня режим общения - административный. Для читателя - библиотекарь - «руководитель чтения», для СМИ и власть предержащих - «робкий проситель». К сожалению, мы не можем говорить о партнерстве и взаимосотрудничестве.

 В то же время у библиотек города есть большой потенциал 2 - филиализация. При децентрализации программа каждого филиала может быть автономно - оригинальной. Подобное «районирование», территориальная привязанность небольших библиотек, позволит им специализироваться на проблемах именно данного района, позволит отказаться от безликой универсализации фонда и стандартного набора примитивных услуг.

 Говоря о формировании имиджа, нельзя не остановиться на рекламе. Реклама в библиотеке находится в состоянии «наскальной» живописи. Она почти исчерпывается дурно оформленными книжными выставками. Между тем современные формы: наружная реклама, фирменные знаки (логотипы) не находят в ней отражения.

 Лицом современной библиотеки должна быть и вывеска, и пространство, подъездные пути к зданию библиотеки.

 Реклама библиотеки через СМИ тоже напоминает загадочное Лох-Несское чудовище - все о нем говорят, но никто его не видел.

 У нас нет региональной библиотечной прессы и иных каналов СМИ, заинтересованных в контактах с библиотекой.

Библиотеки по-старинке испытывают профессиональный пиетет к каталогам. И в публичных, и в научных библиотеках «его величество Каталог» занимает одинаково важное место. Очевидно, необходим различный подход к каталогам в библиотеках различных типов. Так, в небольших публичных библиотеках каталог мог бы выполнять лишь служебную роль. Ведь не секрет, что многие потребители предпочли бы личное общение и помощь библиотекаря. У некоторых из них каталог вызывает почти священный ужас.

 Формирование имиджа - это многоаспектная библиотечная деятельность, решающая задачи библиотечной технологии и библиотечной этики. И от того, насколько профессионально они будут решаться, будут зависеть желание читателей посетить библиотеку, престиж библиотеки, утверждение библиотеки на рынке информации.

Hosted by uCoz