Ястребова E.M.
НАУКА УПРАВЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНЦЫ В ПРЕДДВЕРИИ ХХI В.
Пути развития управления библиотечным делом и отдельной библиотекой неразрывно связаны с эволюцией общей теории менеджмента и во многом определяются тенденциями и уровнем прогресса (либо регресса) последнего.
В настоящее время, по оценке ведущих российских специалистов, сосуществует ряд перспективных управленческих теорий, многие из которых будут на вооружении и после 2000 г.: реинжиниринг (перестройка организации с помощью новых информационных и телекоммуникационных средств, комплексное распространение матричных управленческих структур), внутрифирменная корпорация (введение рыночных отношений между подразделениями и службами одной организации), демократическая корпорация (делегирование ответственности, «сплющивание» управленческих пирамид, усиление горизонтального сотрудничества, усиление связей с внутрифирменной и находящейся во вне общественностью), стандартизация управленческой деятельности (как основа для повышения ее результативности), теория мезальянсов (объединение и союзничество с нетрадиционными партнерами), опора на законы и закономерности естественных наук (точка отсчета - закон самосохранения биологических систем), стратегическое управление и планирование. В то же время в нашей стране налицо кризис управления (упрощение подходов к управлению, недооценка роли фундаментальных научных исследований и теоретического поиска, «механическое» копирование и перенос постулатов евро-американского, а также японского менеджмента на специфическую «почву» России).
Одной из сложнейших проблем научного управления всегда была проблема оценки эффективности функционирования организации, выработки надежных критериев для ее установления. В новом веке о работе организаций все больше будут судить не по финансово-материальным показателям, а по содержанию и выполнению ими общественной миссии, социальным показателям деятельности (развитости человеческих ресурсов, корпоративной культуре, интеллектуальному капиталу, умению гибко и пластично реагировать на изменения внутренней и внешней среды, стремлению к «самооздоровлению»). Достигнутые результаты непременно будут исследоваться с точки зрения их общественной пользы.
Другая проблема, которая не потеряет своей актуальности в грядущем веке, необходимость мотивации как управленцев, так и сотрудников организации. Пока ничего принципиально нового для ее решения в проанализированной нами литературе не найдено. Видимо, ученым здесь придется приложить немало сил. Может быть, именно в данной области их ждут наиболее неожиданные открытия и новации. Вероятно, исследования «на стыке» наук могут привести к простым, но в то же время необычным формам стимулирования труда сотрудников.
Управленцы ХХI в. уже сегодня сидят в университетских аудиториях и классах. Поэтому прежде всего их нужно научить учиться, сформировать устойчивые навыки к непрерывному самообразованию. С одной стороны, прививать творческо-критическое мышление, способности к импровизации, с другой - уметь пользоваться методами математического моделирования и программирования (располагать знаниями точных наук). Еще в стенах вуза управленцы должны глубоко освоить принципы морального предпринимательства. Принятый недавно Этический кодекс российского библиотекаря должен «пронизывать» учебно-дидактический процесс на всех его ступенях и во всех его формах.