Андреева Н.Е.

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
В КОНТЕКСТЕ МЕТОДОЛОГИИ МАРКЕТИНГА

 В условиях рыночной экономики методология и практика маркетинга пронизывает деятельность библиотек и информационных служб. Большинство библиотек, как показал опрос, проведенный автором в ходе 4-й международной конференций «Крым-97», проводят маркетинговые исследования по изучению рыночных сегментов. Вместе с тем результаты зачастую не находят должного отражения в планах их деятельности. Объясняется это тем, что до настоящего времени маркетинг недостаточно используется как концепция управления деятельностью библиотек.

 Маркетинговый подход к формированию системы показателей и критериев оценки библиографической деятельности библиотек характеризуется двумя тенденциями. Первая - создание единого критерия, по которому можно оценить все направления и процессы библиографической деятельности, вторая выражена в стремлении создать критерий, оценивающий определенное направление или аспект библиографической деятельности.

 В предлагаемых подходах оцениваются не конечные результаты библиографической деятельности, а один из параметров взаимодействия библиотечной системы с читателем. Маркетинговый подход к формированию показателей и критериев оценки библиографической деятельности предполагает оценку деятельности библиографического отдела в соответствии с конечной целью и результатом. Он включает оценку уровня качества внутрибиблиотечной работы и оценку тех трудовых затрат, которые потребовались для обеспечения заданного уровня качества любого направления библиографической деятельности.

 Создавая систему показателе библиографической деятельности, необходимо стремиться к тому, чтобы выделить те показатели, к наибольшему росту или снижению которых необходимо стремиться, исходя из конечной цели библиографической службы. Это станет возможным, если нацелить показатели библиографической деятельности и критерии оценки на конечный результат. В этой связи представляет интерес концепция Н.М. Могилевер, согласно которой представляется возможным оценить деятельность библиотеки по конечным результатам через оценку ее экономического режима.

 Режим работы при данном подходе описывается порядком движения традиционно используемых показателей, каждый из которых отражает определенный тип процессов получения полезных результатов в системе. Предполагаемая структура оценки результатов системы основана на концепции «поиска идеала». Оценка деятельности выполняется сравнением двух режимов функционирования: текущего (фактического) с образцовым (эталонным), обеспечивающим предельную результативность. Чем ближе к эталонному фактически сложившийся порядок движения измеряемых показателей, тем выше уровень реализации функции данной системы. Организованная таким образом система показателей позволяет оценить свойство системы, которое ни одним из показателей в отдельности не может быть оценено. Этим свойством является степень реализации функции системы.

 При разработке системы показателей библиографической деятельности следует выделить три группы результатов по признаку места их формирования - исходные, промежуточные и конечные, при этом исходные результаты библиотека получает из среды, промежуточные - производит и потребляет внутри себя, а конечные результаты являются выходом в среду. 

 Использование методологии маркетинга при формировании системы показателей и критериев оценки библиографической деятельности библиотек позволит нацелить плановые показатели на конечную цель - максимальное удовлетворение потребностей пользователей в библиографической информации, а критерии оценки на конечный результат - максимально возможную степень удовлетворения потребностей читателей в библиографической информации.

Hosted by uCoz