УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ БИБЛИОТЕКИ
В АСПЕКТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Понятия «стратегический менеджмент» и «руководство персоналом» объединены тем особым значением, которое они обретают в современных условиях жизнедеятельности библиотеки в связи с изменением общей парадигмы управления, где коллектив библиотеки рассматривается как основной ресурс, определяющий в первую очередь успех библиотечной работы в целом.
Термин «стратегическое управление» был введен в 60-70 гг. XX в. для того, чтобы разграничить задачи текущего и перспективного управления. Разработкой вопросов стратегического управлвния занимались многие авторы, среди них И. Ансофф, М. Старр, К. Хаттен и др.
В библиотечном деле концепция стратегического управления реализовалась в основном в форме стратегического планирования, которое было включено в среднесрочную программу ИФЛА (1991) как важнейшая проблема.
Однако в традиционном понимании стратегии превалировала ориентация преимущественно на внешнюю сферу (государство, стратегия выживания за счет коммерциализации деятельности, конкуренция), а не внутреннюю (организационная культура, мотивация сотрудников, структура).
В 80-е гг. новый подход к пониманию стратегии значительно расширил представление о возможностях управления за счет: во-первых, эффективного использования человеческого потенциала; во-вторых, маркетинговой ориентации на запросы потребителей; в-третьих, гибкого реагирования на процессы изменений, происходящих во внешней среде.
Таким образом, современный стратегический менеджмент, основанный на понимании человеческих ресурсов как наиболее влиятельного фактора деятельности любой организации, выдвигает инновационные принципы управления персоналом библиотеки: целесообразность, оптимизация, долгосрочное планирование, качество, гибкость, автономность. Соблюдение этих принципов в управлении персоналом позволяет библиотеке не только выживать, но и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.
Современные методики четко определяют элементы стратегии управления персоналом: цели деятельности, система планирования, организационная структура кадровых служб, критерии эффективности системы управления персоналом, ограничения в функционировании системы (финансовые, временные, материальные, возрастные, социальные), доступность, полнота и обоснованность используемой информации, образование руководителей, взаимосвязь с внешней средой.
Значительные перспективы оптимизации деятельности открывает представление о стратегии управления персоналом как процессе, состоящем из отбора кадров, оценки профессионального уровня, оплаты труда и вознаграждения, развития персонала.