МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦБС
Информатизация общества, формирование рыночных отношений обусловили активное применение некоммерческими бюджетными учреждениями маркетинговой концепции управления.
Внедрение в 80-х - 90-х гг. в библиотечную практику платных услуг и переход на экономические методы управления библиотекой, сформировали новое библиотечное мышление, убедили библиотечных работников в том, что маркетинг - насущная необходимость. Можно констатировать, что основой стратегии функционирования библиотеки в современных рыночных условиях является библиотечный маркетинг.
Возросший интерес библиотекарей - практиков к маркетингу повлек за собой возникновение во многих российских библиотеках и ЦБС маркетинговых служб, целью которых является повышение эффективности функционирования библиотеки посредством социально - экономического обоснования ведущих направления деятельности, объективной оценки ресурсного потенциала, анализа и прогнозирования запросов пользователей.
Одной из первых ЦБС, где была организована маркетинговая служба, стала ЦБС «Кунцево» Западного административного округа г. Москвы, объединяющая 14 массовых библиотек. Переход на новые экономические формы и методы хозяйствования (с 1992 г. ЦБС имеет собственный расчетный счет в банке), внедрение платных услуг, новый этап информационного обслуживания читателей на базе автоматизации библиотечных процессов, разработка маркетинговой программы «Усиление информационной функции библиотек» создали предпосылки для открытия в 1993 г. отдела библиотечного маркетинга и инновационно-методической работы. С организацией отдела библиотечного маркетинга была усовершенствована структура ЦБС, разработаны и приняты внутренние нормативно - регламентирующие документы: Положение об отделе, структура маркетингового подразделения, его штат, должностные инструкции сотрудников.
Первоначально основные задачи отдела были определены следующим образом:
а) организация управления деятельностью библиотек, направленная на обеспечение максимального удовлетворения потребностей пользователей;
б)
обеспечение единого научно - методического руководства деятельностью библиотек,
оказание им практической помощи;
г) формирование общественного мнения о библиотеках ЦБС, их достижениях, ассортименте услуг;
д) осуществление партнерских связей с библиотеками других ведомств;
е) организация единой справочно-библиографической службы на основе согласованной деятельности структурных подразделений ЦБС.
Таким образом, отдел библиотечного маркетинга и инновационно-методической работы объединил несколько функций : собственно маркетинговую, методическую и информационно - библиографическую.
Диапазон деятельности отдела библиотечного маркетинга очень широк :
1) маркетинговый анализ деятельности библиотек ЦБС, анализ жизненного цикла услуг, формирование оптимальной номенклатуры;
2) установление и развитие общественных связей;
3) создание положительного имиджа библиотек с помощью рекламы, распространение достоверной информации о работе библиотек;
4) разработка документов, определяющих направления работы ЦБС, структуру творческой деятельности библиотек, их развития;
5) анализ и обработка цифровых и творческих показателей деятельности библиотек ЦБС ;
6) подготовка и оформление планов, отчетов ЦБС;
7) разработка и внедрение курса повышения профессиональной квалификации работников ЦБС;
8) подготовка сценариев и других методических материалов, рекомендаций;
9) организация и проведение семинаров, конференций.
Учитывая опыт четырех лет работы отдела, появилась возможность предметного анализа позитивных и негативных аспектов подобной организации структурного подразделения. Значительно возросший уровень информационных запросов пользователей вызвал необходимость трансформировать сектор информационно - библиографической работы, первоначально существовавший в структуре отдела библиотечного маркетинга, в самостоятельный информационно-библиографический отдел. Практика работы выявила ограниченность ресурсных возможностей отдела библиотечного маркетинга, необходимость введения в штат маркетингового подразделения новых должностей (социолога, «паблишера», специалистов рекламного, издательского дела). Документально - правовая база отдела не соответствует современным требованиями и нуждается в переосмыслении. Возникает вопрос о целесообразности совмещения маркетинговых и методических функций.
Все эти факторы вызвали необходимость научного анализа и обоснования существующих маркетинговых подразделений, выработки оптимальных форм и методов организации профильных служб с использованием опыта российских и зарубежных библиотек и разработки концептуальной модели маркетинговой службы библиотеки.