Пашин А.И.

 

 УПРАВЛЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫМ ДЕЛОМ И

 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

 В процессе управления библиотечным делом руководителям различного уровня, управленческому аппарату приходится принимать различные решения. При этом непременно встает вопрос, насколько эти решения совпадают с общественными интересами. Только зная и учитывая объективные социально-экономические условия, человек в состоянии ориентироваться, определить правильность и справедливость своего решения.

 Вхождение библиотечного дела в рыночные отношения требует психологической перестройки руководителей, управленческого персонала, всех библиотекарей. Новые условия финансирования библиотек, их хозяйственной деятельности, информатизация библиотечного дела требуют изменения подходов к принятию решений, учета многочисленных факторов, влияющих на библиотечное обслуживание, наиболее полное удовлетворение запросов населения на книгу н информацию, выдвигают требование высокой ответственности за принимаемое решение. 

 Ответственность - это понятие, отражающее объективный характер взаимоотношений между личностью, коллективом и обществом с точки зрении сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

 Социальная ответственность - это обязанность каждого человека приносить своей деятельностью пользу обществу. Например, библиотекарь старается как можно лучше обслужить читателей, качественно и оперативно удовлетворить их запросы и тем самым способствует росту образования, культуры людей, их интеллектуальному развитию. В конечном итоге это приносит пользу обществу.

 Руководитель, работник аппарата управления принимает то или иное решение в зависимости от изменившихся внешних условий, новых обязательств. Руководствуется при этом своими личными убеждениями, нравственными правилами и своими волевыми качествами. Вместе с тем, человек, принимающий решение, призван соизмерять его последствия с интересами общества. Социальная ответственность - это оценка принятого решения, оценка его пользы для общества.

 Быть ответственным - значит предвидеть последствия своих решений, руководствоваться в своих действиях вполне определенными мотивами, за которые человек готов отвечать перед обществом. Игнорирование общественных интересов, нарушение законов, нравственных норм означает безответственное поведение работника.

 Важным моментом в формировании управленческого персонала является наличие у работников чувств высокой ответственности. Следует добиваться того, чтобы каждый работник аппарата управления осознавал необходимость совпадения собственных интересов с интересами общества. Как правило, в нашей стране требования к руководителю, работнику аппарата управления совпадают с требованиями законов, юридических норм, нравственных принципов, выработанных обществом.

 В практической деятельности следует различать аспект ответственности, связанный с чисто деловыми, организационно-техническими проблемами. В данном случае перед работником аппарата управления стоит задача квалифицированно подойти к принятию и осуществлению решения. Это зависит от уровня его знаний, квалификации и опыта. В современных условиях, когда осуществляется информатизация библиотечного дела, идет внедрение в библиотеки новых информационных технологий, формирование электронных баз данных, развитие сетевых технологий взаимодействия библиотек, от управленческих кадров требуется психологический перелом  в отношении к внедрению достижений науки и техники в библиотечное дело.

 Социальная ответственность включает в себя также экономическую, правовую и этическую стороны. Экономическая ответственность в условиях вхождения в рыночные отношения подразумевает организацию инициативной хозяйственной деятельности, которая способствовала бы получению дополнительных средств для финансирования деятельности библиотеки, ее развития и в то же время обеспечивала бы бесплатное осуществление основных видов библиотечного обслуживания, а также предоставление населению максимума библиотечных и информационных услуг по разумным ценам.

 Правовая ответственность отражает обязанности руководителей библиотечного дела и управленческого персонала различных уровней строго соблюдать законы Российской Федерации.

 И, наконец, этическая ответственность отражает нравственные требования и нормы взаимодействия людей. Она значительно шире правовой. Так; некоторые действия библиотек разрешены законом, но не всегда являются этичными. Например, библиотекам разрешено оказывать пользователям платные услуги. Однако установление высоких цен на отдельные виды услуг не является этичным.

 Два аспекта имеют важное значение в формировании социальной ответственности у библиотекарей и управленческого персонала. Это вовлечение людей в практическую работу по управлению библиотечным делом и социальный контроль.

 Участие в общественном самоуправлении способствует выработке у библиотекарей более широкого кругозора, более глубокого понимания целей и задач, способов их решения, учит уважать правила и нормы взаимоотношений людей, разумно сочетать личные желания и общественные интересы. Большую работу в этом плане проводят библиотечные ассоциации и общества, привлекая широкий круг библиотекарей к управлению библиотечным делом.

 Важную роль в формировании социальной ответственности у библиотечных работников и аппарата управления играет информация о состоянии библиотечного дела, перспективах его развития.

 В настоящее время Министерство культуры Российской Федерации последовательно проводит курс на широкое вовлечение библиотечных работников в обсуждение и практическое решение вопросов развития библиотечного дела. Совершенствуется информация библиотечных работников о деятельности министерства, о библиотечной политике и ее реализации в жизнь. Каждый сотрудник аппарата управления, каждый библиотекарь должен знать, что социальная ответственность это принесение пользы обществу.

Hosted by uCoz