ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПЛАТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК В
ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО РЫНКА
Точкой отсчета современного этапа развития дополнительной платной деятельности (ДПД) библиотек является перевод страны на рельсы рыночной экономики.
Динамика доходов от ДПД в государственных библиотеках очевидна: ныне она составила около 5% совокупного дохода государственных библиотек.
Рост ДПД в государственных библиотеках происходит на фоне становления в библиотечной системе нового сегмента - библиотечных подразделений частных и корпоративных предприятий. Кроме того, процесс развития ДПД в бюджетных библиотеках совпал по времени с интенсивным формированием новых производителей платных информационно-библиотечных услуг - организаций и учреждений неприбыльного, негосударственного сектора экономики. Все это приводит к конкуренции на рынке профильных платных услуг, обретению ДПД предпринимательских черт, формированию на данном направлении библиотечной деятельности принципиально иных рыночных отношений и изменению функций, выполняемых каждым из участников процесса дополнительной платной деятельности: собственника-учредителя, библиотеки-производителя и потребителя платных продукции и услуг.
Государство, ранее жестко определявшее масштабы и формы «платности» в библиотечной сфере, ее направления, виды платных услуг и цены на них, на современном этапе выполняет принципиально иные функции. Теперь оно предоставляет библиотекам право, а не только вменяет им в обязанность производить и распространять платные услуги, осуществлять предпринимательскую деятельность.
Роль библиотек как производителей и распространителей своей платной продукции и услуг также принципиально изменилось. Существенно возросла их самостоятельность, а отсюда и ответственность за результаты платной деятельности. Теперь именно библиотеке принадлежит инициатива в формировании видов, форм и направлений развития ДПД, в определении номенклатуры платных продукции и услуг, а также цен на них. Инициатива «снизу» - это основная отличительная черта современного этапа развития ДПД. Она имеет как объективные, так и субъективные причины.
К объективным причинам, во-первых, относится ограниченность финансовых ресурсов. Средства, получаемые по каналам бюджетного финансирования не позволяют удовлетворять постоянно растущую диверсификацию совокупного потребительского спроса. Во-вторых, экономически неэффективный и недостаточно гибкий хозяйственный механизм бюджетной сферы, затрудняющий реагирование библиотек на удовлетворение растущей персонизации потребительского спроса, проведение инновационной библиотечной политики. К существенным субъективным факторам относится прежде всего растущая экономическая заинтересованность библиотечных работников.
Таким образом, современный этап развития ДПД характеризуется обретением библиотекой как производителем платной продукции и услуг новых черт: повышением ее роли в определении стратегии и тактики данного направления деятельности, ростом предпринимательской инициативы со стороны библиотечного персонала, повышением ответственности руководства библиотеки за результаты ДПД и возрастанием экономического интереса осуществляющего ее библиотечного коллектива.
Качественно изменились поведение и состав потребителей ДПД. Из объекта воздействия потребитель (наряду с собственником и производителем) превратился в его полноправный субъект.
Заметно трансформировался по сравнению с предшествующими этапами развития ДПД и состав потребителей платных продукций и услуг, все большее значение в современных условиях приобретает такая потребительская характеристика как платежеспособность. Изменившаяся стратификация общества в целом, появление и растущее влияние класса предпринимателей и частного сектора привело, с одной стороны, к формированию в библиотеках отделов и подразделений, обслуживающих на платной основе деловые круги, с другой - к увеличению числа юридических лиц среди потребителей платных продукции и услуг библиотек. Новый потребитель платных продукции и услуг предъявляет более высокие требования не только к качеству, но и к формам и условиям их предъявления.
Наряду с появлением нового платежеспособного слоя потребителей предпринимателей, корректируется давно сложившийся состав пользователей платных продукции и услуг библиотек. Как показали исследования РГБ, даже среди студенчества выделилась платежеспособная группа (постоянно подрабатывающие или имеющие состоятельных родителей), заявившая о своем желании приобретать услуги и продукцию библиотек.
Формирование нового рыночного типа отношений в системе ДПД библиотек проходит не гладко, в жесткой борьбе с ранее сложившимися стереотипами поведения всех ее участников.
Можно назвать целый ряд факторов, фрустирующих развитие ДПД, к которым, в первую очередь, относятся:
а) недостаточно целостное и качественное нормативно-правовое обеспечение отношений в системе «учредитель-производитель» на уровне конкретных библиотечных образований на местах;
б) ограниченное развитие маркетинговой функции библиотек, а отсюда крайне редкое использование ими инструментария маркетинговых исследований;
в) фактическое отсутствие в библиотеках специалистов-марке-тологов, имеющих соответствующее профильное образование;
г) неполная правовая обеспеченность отношений в системе «потребитель-библиотека» в области ДПД.