Коровякова И.Д., Тараканов К.В. |
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ |
Под дистанционным обучением (ДО) понимается реализация учебного процесса
в условиях, когда обучающийся свободно планирует свое время и может заниматься
в любом населенном пункте индивидуально.
ДО
является доступной формой подготовки, переподготовки и повышения квалификации
специалистов без отрыва от работы по месту проживания.
Эта
форма обучения особенно интересна тем, кто работает и кто по своему материальному
положению не в состоянии учиться вдали от дома.
Для
данной категории - это шанс получить полноценный диплом, наверстать упущенные
когда-то возможности получить профессиональные знания или просто дополнительные
знания, получение которых не планировалось.
Существуют
и специальные причины распространения ДО. В последние 30 лет в системах
образования произошли существенные изменения количественного и качественного
характера, обусловленные, как всегда, бурным развитием научно-технического
прогресса. Зарубежные эксперты считают, что наступает эпоха, когда каждый
работающий будет нуждаться в высшем образовании - минимальном уровне образования,
необходимом для выживания.
Обучение такой массы студентов в известных принятых формах обучения едва
ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран.
Реализация
ДО может быть осуществлена в несколько этапов в соответствии с готовностью
учебно-методических материалов и технических средств реализации.
Информация
о предлагаемых дисциплинах часто изменяется в связи с изменением программ
и переменах, происшедших во взглядах на отдельные аспекты дистанционного
обучения. Все изменения отражаются в наших учебно-методических материалах.
Дистанционное
обучение, реализованное в Московском государственном университете культуры
(факультет управления и информатики), опирается на опыт университета по
дневной, вечерней и заочной формам обучения, т.е. реализуются подходы к
учебному процессу на этих формах обучения. На первом этапе созданы и функционируют
региональные учебные центры в г. Жуковском (второй год обучения) и г. Барнауле
(первый год обучения).
Основное отличие от дневной формы обучения состоит в способе подачи материала,
который в небольшом объеме преподносится в устной форме в аудиториях. Большая
часть подается в виде учебного материала, который самостоятельно изучается
и может подвергаться активному обсуждению в научных кругах.
В
центре дистанционного обучения учебный материал дается в виде изданных
программ и учебных пособий. В дополнение к нему ведется подготовка аудио-
и видеокассет.
Комплект
учебного материала называется курсом, который включает в зависимости от
содержания и объема большее или меньшее количество курсовых блоков. Ведется
подготовка компьютерной системы, регламентирующей рассылку учебных материалов.
Учебный
материал для дистанционного обучения отличается от обычного учебника своей
структурой, ориентированной на самостоятельное обучение. Внешне это выглядит
так: в тексте имеются широкие поля, где для лучшей ориентации напечатаны
указания к данному отрывку текста, а также оставляется место для собственных
заметок. Учебному материалу предпосылаются цели обучения.
Дистанционные приемы обучения основаны на современных технологических достижениях.
Предполагается широкое использование компьютерных технологий, гипермедия,
аудио-видеосредств и международной сети INTERNET.
|