Демидова С.Е. 
РЕФЕРИРОВАНИЕ: КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ
     По утверждению философов и социологов, основным товаром в XXI в.   станут информация и знания. В этом отношении в теории и технологии библиотечного дела наметились коренные изменения: происходит смена научной парадигмы, информация становится главным предметом труда библиотекаря. Идет поиск технологий библиотечной обработки, хранения и выдачи знания для совершения «когнитивного поворота». 
         На протяжении многих столетий библиотеки занимаются комплектованием, обработкой, хранением и выдачей документа. Работа с информацией, зафиксированной в документе, ограничивается выявлением главного предмета (систематизация, предметизация) и основного содержания (аннотирование, реферирование, обзоры и т.д.). Приходя в библиотеку за знанием, читатель получает «информационное сырье», для переработки которого тратит огромное количество времени и энергии. 
         Для решения противоречия библиотекарям необходимо информацию превращать в знание. 
         Учитывая элементы процесса познания, библиотекарь, реферируя документ (или группу документов), должен выделить в реферате компоненты: факт-противоречие, догадки, проблемы (задачи), идеи, гипотезы, способы, методы и результаты исследования, которые являются элементами знаниевого полуфабриката. В реферате важно также отмечать, какие законы, принципы и т.д. использовались автором. 
         Большую помощь в активизации процесса познания могут оказать словари и справочники, содержащие гипотезы, идеи, противоречия, догадки, проблемы, законы, принципы и т.д. 
         Таким образом, для повышения эффективности получения знаний читателями библиотекам необходимо превращать информацию в знаниевое сырье, опираясь при реферировании документа на эвристическую модель познания, выделяя главные ее элементы. Эвристическая модель может стать также основой организации библиотечного знания (классифицирование по идеям, гипотезам, фактам и т.д.)

 
 
Hosted by uCoz