Демидова С.Е.
|
|
По утверждению философов и социологов, основным товаром в XXI в.
станут информация и знания. В этом отношении в теории и технологии библиотечного
дела наметились коренные изменения: происходит смена научной парадигмы,
информация становится главным предметом труда библиотекаря. Идет поиск
технологий библиотечной обработки, хранения и выдачи знания для совершения
«когнитивного поворота».
На протяжении многих столетий библиотеки занимаются комплектованием, обработкой,
хранением и выдачей документа. Работа с информацией, зафиксированной в
документе, ограничивается выявлением главного предмета (систематизация,
предметизация) и основного содержания (аннотирование, реферирование, обзоры
и т.д.). Приходя в библиотеку за знанием, читатель получает «информационное
сырье», для переработки которого тратит огромное количество времени и энергии.
Для решения противоречия библиотекарям необходимо информацию превращать
в знание.
Учитывая элементы процесса познания, библиотекарь, реферируя документ (или
группу документов), должен выделить в реферате компоненты: факт-противоречие,
догадки, проблемы (задачи), идеи, гипотезы, способы, методы и результаты
исследования, которые являются элементами знаниевого полуфабриката. В реферате
важно также отмечать, какие законы, принципы и т.д. использовались автором.
Большую помощь в активизации процесса познания могут оказать словари и
справочники, содержащие гипотезы, идеи, противоречия, догадки, проблемы,
законы, принципы и т.д.
Таким образом, для повышения эффективности получения знаний читателями
библиотекам необходимо превращать информацию в знаниевое сырье, опираясь
при реферировании документа на эвристическую модель познания, выделяя главные
ее элементы. Эвристическая модель может стать также основой организации
библиотечного знания (классифицирование по идеям, гипотезам, фактам и т.д.)
|