Михалкина О.Б. |
|
Эффективность деятельности хозяйственных и коммерческих структур России
в условиях перехода страны к рыночной экономике в значительной степени
зависит от общего уровня развития инфраструктуры общества и, в частности,
от уровня его информатизации.
Индустрия информационных систем получила мощный импульс для своего развития
после начала массовой компьютеризации, в результате чего пользователи ПЭВМ
получили возможность доступа к информационным ресурсам, а владельцы информации
- возможность удовлетворить этот спрос на коммерческой основе.
Организации или отдельные лица, владеющие базами данных (БД) с информацией,
которая представляет интерес для широкого круга пользователей, могут использовать
различные формы предоставления информационных услуг:
- БД, реализованные на ПЭВМ могут являться элементами оконечного оборудования
телекоммуникационной сети, а соответствующие услуги (удаленный доступ к
ресурсам, видеотекс, телеконференции, BBS и т.д.) реализовываться службами
сети. Это является одной из форм информационных услуг, реализуемых в телекоммуникационных
сетях;
- БД может являться центральным элементом системы, доступ к которому осуществляется
по коммутируемым каналам телефонной или телеграфной сетей. Из элементов
телекоммуникационной сети для организации взаимодействия пользователей
с БД используются только коммутируемые каналы, а все процессы обмена поддерживаются
аппаратно-программными средствами самих пользователей или владельцев БД.
При этом средства системы обеспечивают накопление, обработку информации
и доступ пользователей к базе в требуемых режимах, но не реализуют каких-либо
функций по передаче информации между территориально удаленными центрами
коммутации. Это своего рода локальная информационно-справочная система;
- отдельные БД могут являться элементами глобальной информационно-справочной
системы, объединяющей в единое целое территориально удаленные информационные
ресурсы. В такой системе информационные центры, объединенные коммутируемыми
каналами связи, кроме функций по информационному обслуживанию подключенных
к ним пользователей, реализуют функции взаимодействия с удаленными БД и
межцентрового обмена служебной информацией, необходимой для администрирования
БД.
Информационно-справочные системы обеспечивают удовлетворение профессиональных
и повседневных информационных потребностей для значительной части пользователей
с применением достаточно простых и доступных аппаратно-программных средств.
Широкое распространение получили и прикладные информационно-справочные
системы. К их числу можно отнести системы, которые реализуют торговые и
финансовые операции, поддерживающие процессы автоматических биржевых торгов,
взаимодействие биржи с брокерскими конторами (брокерами). Работа этих систем
основана на использовании баз данных биржевого типа, средств доступа к
ним и различных средств прикладного программного обеспечения, ориентированного
на реализацию узкого класса профессионально-ориентированных задач.
Россия обладает достаточно мощными информационными ресурсами, объединенными
в более чем 10 тыс. баз данных. Однако в настоящее время их большинство
доступно лишь в автономном режиме, примерно 3% БД эксплуатируются в локальных
сетях и около 7% доступны в удаленном диалоговом режиме.
Формирование новых секторов информационного рынка, работающих на коммерческой
основе, осуществляется в России в течении последних лет новыми коммерческими
структурами - независимыми информационными, консультативными и аналитическими
фирмами, биржами, банками.
|