Михалкина О.Б.
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
В РОССИИ
        Эффективность деятельности хозяйственных и коммерческих структур России в условиях перехода страны к рыночной экономике в значительной степени зависит от общего уровня развития инфраструктуры общества и, в частности, от уровня его информатизации.
        Индустрия информационных систем получила мощный импульс для своего развития после начала массовой компьютеризации, в результате чего пользователи ПЭВМ получили возможность доступа к информационным ресурсам, а владельцы информации - возможность удовлетворить этот спрос на коммерческой основе.
        Организации или отдельные лица, владеющие базами данных (БД) с информацией, которая представляет интерес для широкого круга пользователей, могут использовать различные формы предоставления информационных услуг:
        - БД, реализованные на ПЭВМ могут являться элементами оконечного оборудования телекоммуникационной сети, а соответствующие услуги (удаленный доступ к ресурсам, видеотекс, телеконференции, BBS и т.д.) реализовываться службами сети. Это является одной из форм информационных услуг, реализуемых в телекоммуникационных сетях;
        - БД может являться центральным элементом системы, доступ к которому осуществляется по коммутируемым каналам телефонной или телеграфной сетей. Из элементов телекоммуникационной сети для организации взаимодействия пользователей с БД используются только коммутируемые каналы, а все процессы обмена поддерживаются аппаратно-программными средствами самих пользователей или владельцев БД. При этом средства системы обеспечивают накопление, обработку информации и доступ пользователей к базе в требуемых режимах, но не реализуют каких-либо функций по передаче информации между территориально удаленными центрами коммутации. Это своего рода локальная информационно-справочная система;
        - отдельные БД могут являться элементами глобальной информационно-справочной системы, объединяющей в единое целое территориально удаленные информационные ресурсы. В такой системе информационные центры, объединенные коммутируемыми каналами связи, кроме функций по информационному обслуживанию подключенных к ним пользователей, реализуют функции взаимодействия с удаленными БД и межцентрового обмена служебной информацией, необходимой для администрирования БД.
        Информационно-справочные системы обеспечивают удовлетворение профессиональных и повседневных информационных потребностей для значительной части пользователей с применением достаточно простых и доступных аппаратно-программных средств.
        Широкое распространение получили и прикладные информационно-справочные системы. К их числу можно отнести системы, которые реализуют торговые и финансовые операции, поддерживающие процессы автоматических биржевых торгов, взаимодействие биржи с брокерскими конторами (брокерами). Работа этих систем основана на использовании баз данных биржевого типа, средств доступа к ним и различных средств прикладного программного обеспечения, ориентированного на реализацию узкого класса профессионально-ориентированных задач.
        Россия обладает достаточно мощными информационными ресурсами, объединенными в более чем 10 тыс. баз данных. Однако в настоящее время их большинство доступно лишь в автономном режиме, примерно 3% БД эксплуатируются в локальных сетях и около 7% доступны в удаленном диалоговом режиме.
        Формирование новых секторов информационного рынка, работающих на коммерческой основе, осуществляется в России в течении последних лет новыми коммерческими структурами - независимыми информационными, консультативными и аналитическими фирмами, биржами, банками.
Hosted by uCoz