Дрешер Ю.Н.
БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК ОБЪЕКТ 
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
 
        Участие в библиотерапевтических мероприятиях сегодня становится одной из перспективных форм работы, которую библиотекари могут предложить на рынке библиотечных услуг. Эффективность этой формы библиотечных услуг будет в значительной мере зависеть от уровня теоретических исследований направления библиотечно-библиографической практики - библиотерапии.
Под библиотерапией понимаем науку, нацеленную на формирование у человека на основе изучения условий и ситуаций чтения навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессиям и т.д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень для обеспечения здорового образа жизни. Наиболее популярным направлением разработки проблем библиотерапии в большинстве стран мира в настоящее время является направление, в рамках которого библиотерапия является равноправной частью лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях. В этом случае предусматривается тандем врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря. Популярность данного направления разработок объясняется стремлением решать указанную проблему исходя из требований «целостности» и «полноты» теоретических представлений о человеке: в виде биологического существа, элемента жестко организованной социальной системы человечества, отдельной и независимой «молекулы», наделенной психикой и сознанием, способностями к определенному поведению и культурой, самостоятельно развивающейся и вступающей в связи с другими такими «молекулами», а также в виде свободной и суверенной «личности».
       Представление о человеке в аспекте педагогических процессов формирования и подготовки дает основание не только для более объективной практической точки зрения, не только для преобразования библиотерапии как области педагогической практики в конструктивно-техническую деятельность, но и для нового естественного представления человека, при котором он выступает как порождение системы обучения и воспитания, обладающее всеми теми свойствами и качествами, которые закладываются в него этими процессами. Более того, оказывается, что именно это представление впервые дает нам средство для того, чтобы связать воедино логико-социологические и собственно психологические картины и таким образом продвинуться в создании общей модели «человека», конфигурирующей все имеющиеся сейчас знания. И в этом состоит главное значение педагогической точки зрения на «человека», которое является исходным для библиотерапии. Вместе с тем очень важно и существенно, что естественнонаучные знания о «человеке», с какой бы точки зрения они ни вводились и сколь бы сложными и синтетическими ни были, не могут заменить педагогических проектов «человека». Поэтому, наряду с исследованием живущих сейчас или живших в прошлом людей, остается деятельность педагогического проектирования «человека». Анализ ее в рамках библиотерапии представляет собой самостоятельную тему. Отметим лишь некоторые общие моменты.
        В то время как знания фиксируют и описывают уже существующие объекты, проекты изображают и представляют то, чего еще нет. Поэтому к ним нельзя подходить с критерием «истинности». По отношению к знаниям, описывающим уже существующее, проекты выступают в роли дополнений и трансформ. В конечном счете они направлены на то, чтобы изменить существующее положение дел. Почти всегда работа по проектированию начинается с констатации недостатков в уже существующем, с анализа имеющихся в нем разрывов и рассогласований. Но само по себе никакое отрицание не может стать основанием для проекта. Нужна еще положительная идея, подставляющая на место каких-то элементов и фрагментов существующего другое, отличное от них. Откуда бы ни заимствовалась форма новой идеи, она должна быть переработана в элемент критикуемого и перестраиваемого комплекса. Поэтому по содержанию проектирование всегда выступает как преобразование каких-то существующих объектов в новую форму. 
Чтобы осуществлять такого рода гипотетические преобразования объектов, нужно иметь, во-первых, оперативные системы или оперативные поля, специально приспособленные для этого, а, во-вторых, основания, в соответствии с которыми выбираются направления преобразований. Обычно эти основания называются идеалами. Кроме того, должны учитываться зависимости преобразуемых объектов от более широкой социальной системы, в рамках которых они существуют, и возможные последствия намечаемых преобразований. В человеческом существе любые идеалы, если они касаются только вещей, всегда исходят из группового мировоззрения.
Это в полной мере касается изучения условий и ситуаций чтения в библиотерапии. Развиваясь как направление педагогики чтения, библиотерапия ставит своей целью изучение особенностей читательского восприятия во время болезни, стресса, депрессии и т.д. и разработку методов психологической коррекции при помощи специально подобранной литературы. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Hosted by uCoz