Дрешер Ю.Н.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ |
Участие в библиотерапевтических мероприятиях сегодня становится одной из
перспективных форм работы, которую библиотекари могут предложить на рынке
библиотечных услуг. Эффективность этой формы библиотечных услуг будет в
значительной мере зависеть от уровня теоретических исследований направления
библиотечно-библиографической практики - библиотерапии.
Под
библиотерапией понимаем науку, нацеленную на формирование у человека на
основе изучения условий и ситуаций чтения навыков и способностей противостоять
неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессиям и т.д.), укреплять
силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень для обеспечения
здорового образа жизни. Наиболее популярным направлением разработки проблем
библиотерапии в большинстве стран мира в настоящее время является направление,
в рамках которого библиотерапия является равноправной частью лечебного
процесса при неврозах и соматических заболеваниях. В этом случае предусматривается
тандем врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря. Популярность
данного направления разработок объясняется стремлением решать указанную
проблему исходя из требований «целостности» и «полноты» теоретических представлений
о человеке: в виде биологического существа, элемента жестко организованной
социальной системы человечества, отдельной и независимой «молекулы», наделенной
психикой и сознанием, способностями к определенному поведению и культурой,
самостоятельно развивающейся и вступающей в связи с другими такими «молекулами»,
а также в виде свободной и суверенной «личности».
Представление о человеке в аспекте педагогических процессов формирования
и подготовки дает основание не только для более объективной практической
точки зрения, не только для преобразования библиотерапии как области педагогической
практики в конструктивно-техническую деятельность, но и для нового естественного
представления человека, при котором он выступает как порождение системы
обучения и воспитания, обладающее всеми теми свойствами и качествами, которые
закладываются в него этими процессами. Более того, оказывается, что именно
это представление впервые дает нам средство для того, чтобы связать воедино
логико-социологические и собственно психологические картины и таким образом
продвинуться в создании общей модели «человека», конфигурирующей все имеющиеся
сейчас знания. И в этом состоит главное значение педагогической точки зрения
на «человека», которое является исходным для библиотерапии. Вместе с тем
очень важно и существенно, что естественнонаучные знания о «человеке»,
с какой бы точки зрения они ни вводились и сколь бы сложными и синтетическими
ни были, не могут заменить педагогических проектов «человека». Поэтому,
наряду с исследованием живущих сейчас или живших в прошлом людей, остается
деятельность педагогического проектирования «человека». Анализ ее в рамках
библиотерапии представляет собой самостоятельную тему. Отметим лишь некоторые
общие моменты.
В то время как знания фиксируют и описывают уже существующие объекты, проекты
изображают и представляют то, чего еще нет. Поэтому к ним нельзя подходить
с критерием «истинности». По отношению к знаниям, описывающим уже существующее,
проекты выступают в роли дополнений и трансформ. В конечном счете они направлены
на то, чтобы изменить существующее положение дел. Почти всегда работа по
проектированию начинается с констатации недостатков в уже существующем,
с анализа имеющихся в нем разрывов и рассогласований. Но само по себе никакое
отрицание не может стать основанием для проекта. Нужна еще положительная
идея, подставляющая на место каких-то элементов и фрагментов существующего
другое, отличное от них. Откуда бы ни заимствовалась форма новой идеи,
она должна быть переработана в элемент критикуемого и перестраиваемого
комплекса. Поэтому по содержанию проектирование всегда выступает как преобразование
каких-то существующих объектов в новую форму.
Чтобы
осуществлять такого рода гипотетические преобразования объектов, нужно
иметь, во-первых, оперативные системы или оперативные поля, специально
приспособленные для этого, а, во-вторых, основания, в соответствии с которыми
выбираются направления преобразований. Обычно эти основания называются
идеалами. Кроме того, должны учитываться зависимости преобразуемых объектов
от более широкой социальной системы, в рамках которых они существуют, и
возможные последствия намечаемых преобразований. В человеческом существе
любые идеалы, если они касаются только вещей, всегда исходят из группового
мировоззрения.
Это
в полной мере касается изучения условий и ситуаций чтения в библиотерапии.
Развиваясь как направление педагогики чтения, библиотерапия ставит своей
целью изучение особенностей читательского восприятия во время болезни,
стресса, депрессии и т.д. и разработку методов психологической коррекции
при помощи специально подобранной литературы.
|