Давыдова И.А.
|
СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ |
На мировом рынке информации - наряду с сектором деловой информации, массовой потребительской информации - четко определился сектор профессионально-ориентированной информации, представленный данными в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Он включает библиографическую, реферативную, справочную информацию, предоставляет услуги поиска и выдачи полнотекстовой информации через библиотеки и специализированные службы. Вместе
с тем сами сотрудники библиотек и информационных служб признают, что сложившаяся
система традиционных форм и видов информационного обслуживания уже не удовлетворяет
потребности ученых и специалистов как в фундаментальных, так и прикладных
областях науки, не привлекает существующих и новых потребителей - представителей
новых экономических структур, малого и среднего бизнеса. Для этой категории
потребителей специальная информация, наряду с деловой и коммерческой, представляет
огромную важность. Успех бизнеса во многом зависит от знания определенной
предметной области, т.е. специальной информации по областям деятельности;
информации о других независимых производителях, возможных потребителях
продукции, о поставщиках сырья, комплектующих и технологиях, о положении
на товарных рынках и т.д.
Предоставление
библиотеками и службами информации традиционных услуг в виде информационных
изданий в печатной форме, баз данных по новым поступлениям на магнитных
лентах, дискетах, компакт-дисках, ИРИ по печатным изданиям и базам данных,
услуги диалогового доступа к удаленным БД не привлекают существующих и
новых потребителей в силу ряда причин. Эти причины неоднократно обсуждались
на научно-практических конференциях информационных работников, проводимых
на самых различных уровнях и связаны с уменьшающейся полнотой охвата мировой
научной литературы, особенно трудов научных конференций, ограниченностью
прямого доступа к уже имеющимся БД по каналам связи, большими сроками выполнения
заказов ученых и работников промышленных предприятий на получение копий
первоисточников и другими обстоятельствами.
Новые возможности поиска информации, необходимой специалистам, предоставляет
Интернет. С начала 90-х гг. в США и некоторых других странах он официально
стал рассматриваться в качестве основного канала доступа к научно-технической
информации самых широких кругов потребителей. В качестве ведущих мировых
Web серверов, предлагающих доступ к большим базам НТИ для пользователей,
выступают
«EasyNet
2.0» (http://www. telebase com /); «UnCover Periodicals» ( http ://
www .carl.org/ unchome. html). В число источников получения научно-технической
информации может быть включен и ряд российских Web-серверов, предлагающих
доступ к НТИ (например, сервер «МЦНТИ» (http:// www.icstisu/); «РИНКЦЭ»
(http:// www.extech.msk.su/) «RDMNTS-ServiceCompany» (http:// www.mnts.msk.su/)
и др.
Некоторая
часть этой информации может быть получена бесплатно, но, по мнению специалистов,
сектор профессионально-ориентированной информации стал одним из первых,
построенных в Интернет на сугубо рыночных основах. Следует отметить, что
Интернет предоставляет специалистам возможность использовать целый ряд
новых услуг, таких, как службы фильтрации информации, службы оповещения
о новых Web-страницах, электронные газеты и бюллетени, службы
поиска по электронным каталогам, использование специальных консультационных
систем для выполнения справок и консультаций. Комплексность предоставления
информации в Интернет, использование технологии гипертекста позволяют связывать
документы через систему ссылок, строить сами документы иерархически и переходить
из одного фрагмента текста к другому. Его использование позволяет принципиально
по-новому организовать информационную работу, так как оказание сложных
информационных услуг упрощается на основе использования Web-технологий.
В
нынешней ситуации специалистам важно оценить преимущества новых информационных
услуг, предлагаемых Интернет, осознать тот факт, что информация в электронной
форме превратилась в важнейший компонент современной рыночной инфраструктуры.
И в связи с этим вновь возрастает роль профессионального информационного
работника (сотрудника библиотеки, информационного брокера, менеджера по
знаниям), основной задачей которых является ознакомление потребителей с
имеющимися информационными ресурсами и их информационное обслуживание с
использованием новых информационных технологий.
|