Хайцева Л.Б.
|
СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА |
Требования к профессиональным знаниям библиотечных работников возросли.
Разрыв между тем, что требуется специалисту и тем, что может реально дать
информационная служба, остается велик и его не преодолеть только за счет
лучшей организации информационного труда. В этой связи особое значение
приобретает проблема создания механизма информационного обеспечения специалистов
библиотечного дела и формирования эффективной структуры аналитических служб
и центров. Их основной задачей должен стать информационный мониторинг потребностей
специалистов библиотечного дела, подготовка на его основе аналитических
материалов, их дальнейшее совершенствование, основанное на учета оценок
и мнений потребителей.
После
имевшего места в 1970-е гг. бурного всплеска публикаций по проблемам «потребности
информации и потребители информации» число исследований по этой проблеме
уменьшается, а в выходящих в свет работах заметно уменьшается количество
новых данных и идей. Проблематика информационных потребностей оказалась
в большинстве своем более сложной и многослойной, чем предполагалось. И
лишь в начале 90-х гг. вновь наблюдается интерес к проблеме. Исследованием
ГБЛ изучены потребности библиотечных работников в научно-методическом и
информационном обеспечении и возможные пути их удовлетворения, выявлены
ведущие категории пользователей и их потребности, сформирован6анк данных
потребностей специалистов, насчитывающий свыше 350 тем и проблем.
Современная социально-экономическая ситуация в России формирует новые информационные
потребности библиотечных специалистов. В рамках темы НИР «Совершенствование
информационного обеспечения специалистов библиотечного дела» (мониторинг
РГБ с 1995 г.) выявлены динамика запросов потребителей на информационную
продукцию, обеспеченность основных тематических направлений, лакуны. С
учетом этого формировался нисходящий поток вторичной информации.
Чтобы
повысить качество информационной продукции и услуг, быстрее реагировать
на изменение спроса, была задействована система обратной связи между производителями
и потребителями. Было разработано несколько анкет оценки потребителями
как отдельных информационных изданий, так и системы в целом. Опрашивались
специалисты по анкете «Информационные издания в оценке потребителей», отрывному
талону обратной связи, помещенному в научно-информационном сборнике «Мир
библиотек сегодня». Изучены результаты исследования РНБ «Библиотекарь как
читатель», которое также выявило динамику профессионального чтения библиотекарей
и уровень их осведомленности об информационных изданиях.
Опрос подтвердил приверженность специалистов библиотечного дела в практической
работе к различным формам информационного обслуживания: обзорам, рефератам,
важным фактографическим сообщениям, информации обобщающего характера о
состоянии проблемы в целом, о результатах НИР и как высшей форме - научно-аналитической
информации, сопровождаемой сопоставлением с международным опытом и оценочными
комментариями. Отмечается важность освещения конкретного опыта библиотек.
Предлагаемые темы имеют широкий спектр: экономико-правовые аспекты работы
отечественных библиотек в современных рыночных условиях, формы деятельности
библиотек в условиях рынка, опыт работы различных типов библиотек, автоматизация
библиотек, внестационарное обслуживание и т.д.
Информационные
издания известны прежде всего преподавателям вузов, специалистам крупных
научных универсальных библиотек - ОУНБ,ОДБ, ОЮБ, ЦГБ, ЦБС. Прислали ответы
также специалисты библиотек др. систем и ведомств: школьных и вузовских.
География участников опроса - от Южно-Сахалинска до Брянска. Из стран СНГ
в опросе приняли участие библиотекари Украины и Белоруссии.
Переход
библиотек на новые принципы работы ведет к приоритету интересов потребителей.
Меняется традиционное понятие «потребителей информации», появляются новые,
со своими потребностями и интересами, что вызывает необходимость изменения
стратегии системы информационного обеспечения специалистов би6лиотечного
дела. Как библиотеки, так и информационные службы со своим набором продуктов
и услуг в своей деятельности должны ориентироваться на своего потребителя.
|