Хайцева Л.Б.
 ОБ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ 
СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА 
       Требования к профессиональным знаниям библиотечных работников возросли. Разрыв между тем, что требуется специалисту и тем, что может реально дать информационная служба, остается велик и его не преодолеть только за счет лучшей организации информационного труда. В этой связи особое значение приобретает проблема создания механизма информационного обеспечения специалистов библиотечного дела и формирования эффективной структуры аналитических служб и центров. Их основной задачей должен стать информационный мониторинг потребностей специалистов библиотечного дела, подготовка на его основе аналитических материалов, их дальнейшее совершенствование, основанное на учета оценок и мнений потребителей. 
 После имевшего места в 1970-е гг. бурного всплеска публикаций по проблемам «потребности информации и потребители информации» число исследований по этой проблеме уменьшается, а в выходящих в свет работах заметно уменьшается количество новых данных и идей. Проблематика информационных потребностей оказалась в большинстве своем более сложной и многослойной, чем предполагалось. И лишь в начале 90-х гг. вновь наблюдается интерес к проблеме. Исследованием ГБЛ изучены потребности библиотечных работников в научно-методическом и информационном обеспечении и возможные пути их удовлетворения, выявлены ведущие категории пользователей и их потребности, сформирован6анк данных потребностей специалистов, насчитывающий свыше 350 тем и проблем. 
        Современная социально-экономическая ситуация в России формирует новые информационные потребности библиотечных специалистов. В рамках темы НИР «Совершенствование информационного обеспечения специалистов библиотечного дела» (мониторинг РГБ с 1995 г.) выявлены динамика запросов потребителей на информационную продукцию, обеспеченность основных тематических направлений, лакуны. С учетом этого формировался нисходящий поток вторичной информации. 
 Чтобы повысить качество информационной продукции и услуг, быстрее реагировать на изменение спроса, была задействована система обратной связи между производителями и потребителями. Было разработано несколько анкет оценки потребителями как отдельных информационных изданий, так и системы в целом. Опрашивались специалисты по анкете «Информационные издания в оценке потребителей», отрывному талону обратной связи, помещенному в научно-информационном сборнике «Мир библиотек сегодня». Изучены результаты исследования РНБ «Библиотекарь как читатель», которое также выявило динамику профессионального чтения библиотекарей и уровень их осведомленности об информационных изданиях. 
        Опрос подтвердил приверженность специалистов библиотечного дела в практической работе к различным формам информационного обслуживания: обзорам, рефератам, важным фактографическим сообщениям, информации обобщающего характера о состоянии проблемы в целом, о результатах НИР и как высшей форме - научно-аналитической информации, сопровождаемой сопоставлением с международным опытом и оценочными комментариями. Отмечается важность освещения конкретного опыта библиотек. Предлагаемые темы имеют широкий спектр: экономико-правовые аспекты работы отечественных библиотек в современных рыночных условиях, формы деятельности библиотек в условиях рынка, опыт работы различных типов библиотек, автоматизация библиотек, внестационарное обслуживание и т.д. 
 Информационные издания известны прежде всего преподавателям вузов, специалистам крупных научных универсальных библиотек - ОУНБ,ОДБ, ОЮБ, ЦГБ, ЦБС. Прислали ответы также специалисты библиотек др. систем и ведомств: школьных и вузовских. География участников опроса - от Южно-Сахалинска до Брянска. Из стран СНГ в опросе приняли участие библиотекари Украины и Белоруссии. 
 Переход библиотек на новые принципы работы ведет к приоритету интересов потребителей. Меняется традиционное понятие «потребителей информации», появляются новые, со своими потребностями и интересами, что вызывает необходимость изменения стратегии системы информационного обеспечения специалистов би6лиотечного дела. Как библиотеки, так и информационные службы со своим набором продуктов и услуг в своей деятельности должны ориентироваться на своего потребителя. 
Hosted by uCoz