Назарова Г.А.
|
ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Информационное обеспечение является составной частью государственного управления
в области охраны окружающей среды. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной
среды» определяет цели и задачи информационного обеспечения в части
сбора и анализа информации о состоянии окружающей среды, открытости и доступности
экологической информации. В документах Конференции ООН по окружающей среде
и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. (Повестка дня на XXI век, ст. 40)
отводится значительное место информационному обеспечению природоохранной
деятельности. Следуя решениям Рио, Россия начинает активно интегрироваться
в мировой процесс перехода на модель устойчивого развития. Указом Президента
России от 4 апреля 1996 г. №440 утверждена Концепция перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию, устанавливающая задачи, направления и
условия перехода. Реализация поставленных задач будет в существенной степени
определяться наличием полной, достоверной информации об окружающей
среде, научно обоснованными рекомендациями по ее сохранению и улучшению.
В информационном обеспечении государственного управления окружающей средой
можно выделить следующие основные направления:
а)
формирование государственной политики в области информационного обеспечения
природоохранной деятельности, участие в развитии государственных информационных
систем;
б)
развитие методических представлений об информационном обеспечении природоохранной
деятельности, алгоритмизация управленческих задач, разработка и внедрение
новых методов обработки информации;
в)
создание информационных систем для решения конкретных задач в виде программных
продуктов, автоматизированных рабочих мест; баз и банков данных, коммуникационных
систем; тематических систем , в том числе, с использованием технологий
географических информационных систем (ГИС-технологий); систем связи и передачи
данных и др.;
г)
доведение экологической информации до широких слоев общественности и заинтересованных
организаций с использованием возможностей средств массовой информации,
экологического образования и воспитания.
Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется
рядом структур государственной власти. На высшем уровне эти вопросы относятся
к компетенции Президента, Федерального Собрания, Правительства и Генеральной
прокуратуры Российской Федерации. Среди специально уполномоченных федеральных
органов исполнительной власти следует выделить прежде всего Государственный
комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, структуры эколого-ресурсного
блока. В перечне функций отраслевых министерств и ведомств есть соответствующие
положения об охране окружающей среды. Такое структурное многообразие государственного
управления определяет множественность процедур информационного обеспечения,
реализуемого как в рамках общегосударственных программ и информационных
систем, так и отраслевых программ и отдельных проектов.
Государственная
политика в области информационного обеспечения природоохранной деятельности
формируется на базе положений Закона РСФСР «Об охране окружающей природной
среды» и федеральных законов России «Об информации, информатизации и защите
информации», «Об участии в международном информационном обмене» и ряде
др. правовых актов. Ряд федеральных целевых программ, такие, как Программа
«О создании Российской системы по предупреждению и ликвидации последствий
стихийных бедствий и катастроф (РСЧС)», «О создании Единой государственной
автоматизированной системы контроля радиационной обстановкой (ЕГАСК-РО)»,
«О создании геоинформационной системы органов государственной власти (ГИС
ОГВ)» и др., содержат значительный информационный блок, который в некоторых
случаях является доминирующим.
Информационное
обеспечение совершенствовалось вместе с государственной системой охраны
окружающей среды.
С
начала 1995 г. совершенствуется информационно-аналитическая система Минприроды
России (Госкомэкологии России). Подготовлены основные документы, определяющие
развитие системы в целом, разработаны и находятся в опытной эксплуатации
прикладные подсистемы; налажен обмен с территориальными органами в режиме
«электронная почта»; работает система сбора информации о чрезвычайных экологических
ситуациях; успешно функционирует электронная доска объявлений; накоплено
значительное количество баз и банков экологической информации (более 50).
В
1996 г. более чем в 40 субъектах Российской Федерации в структурах территориальных
органов Госкомэкологии России (или при них) сформированы информационно-аналитические
центры, которые осуществляют сбор, хранение и обработку экологической
информации. Широкое развитие получают коммуникационные системы типа
Интернет, которые вытесняют традиционные «офф-лайновые» коммуникации. Большинство
российских организаций, активно работающих в области создания информационных
ресурсов и их применения, сотрудничают с российскими и зарубежными коллегами.
В
практику государственной природоохранной деятельности интенсивно внедряются
прикладные программы и автоматизированные рабочие места (АРМ), обеспечивающие
расчет и представление большинства нормативных характеристик.
Сформирован
и начал функционировать Информационно-технический центр при Госкомэкологии
России, обеспечивающий накопление, предварительную обработку и анализ информации,
поступающей от территориальных природоохранных органов.
Налажено
информационно-технологическое взаимодействие с более чем сорока территориальными
природоохранными органами. Используя подсистему связи и передачи данных,
Информационно-технический центр при Госкомэкологии России регулярно получает
сообщения об аварийных выбросах/сбросах загрязняющих веществ и экстремально
высоком загрязнении окружающей природной среды, ежемесячные информационно-аналитические
справки о деятельности территориальных природоохранных органов. В рамках
создания первой очереди подсистемы оперативной информации ИАС налажено
организационное взаимодействие с рядом федеральных органов исполнительной
власти и их территориальных (региональных) подразделений.
Развитие
информационного обеспечения природоохранной деятельности будет продолжаться
по следующим основным направлениям:
а)
участие в развитии государственных информационных систем, в том числе систем
информационного обеспечения высших органов государственной власти;
б)
развитие отраслевого и межотраслевого информационного взаимодействия, направленного
на решение задач информационного обеспечения государственной природоохранной
деятельности;
в)
содействие развитию региональных информационно-аналитических центров;
г)
внедрение в практику природоохранной деятельности современных информационных
технологий, таких как геоинформационные системы, автоматизированные рабочие
места и расчетные программы, базы и банки данных, телекоммуникационные
технологии;
д)
развитие международного информационного сотрудничества, прежде всего в
рамках проектов и программ информационной направленности.
|