Михеева Л.Я.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
       В ближайшие годы библиотеки должны предоставить специалистам информацию с использованием новых информационных технологий, базирующихся на средствах ПЭВМ, так как это оптимальный способ решения проблемы оперативного и качественного информационно-библиографического обслуживания. Перевод справочно-библиографического аппарат и фонда в банки данных ЭВМ (этот процесс в библиотеках уже идет) существенно упростит проблемы соотношения справочного библиотечного фонда и документального фонда библиотеки. Эту работу должны вести совместно библиографы, библиотекари и программисты ЭВМ. Компьютеризация позволяет оптимально решать многие проблемы информационно-библиографической работы библиотек, обеспечивая эффективность использования их фондов. Вместе с тем важно выявить содержание информационных потребностей, определить проблемы интересующие специалиста. Первый, наиболее распространенный способ - опрос специалистов, предложение самостоятельно сформулировать интересующие темы. Второй - проработка абонентами заранее подготовленного рубрикатора тем, отражающего возможные информационные потребности. 
 Специалистами особенно нужны сведения конъюктурно-экономи-ческого и рекламного характера. Они заинтересованы в получении комплексной, концентрированной информации. Не только об основных проблемах, тенденциях развития науки или практики, но и прогностической, статистической и т.д. Требования к подобному информированию - высокая степень обобщенности, новизна, полнота и в то же время лаконичность информации. 
        Нужно пересмотреть подходы к информационному обслуживанию. Использовать не только традиционные печатные, но и новые типы носителей информации. Библиотеки обращаются за недостающей информацией к сети Интернет, информационным ресурсам др. компьютерных сетей. Накапливают нужные им библиографические и справочные источники, таким образом, дополняя свои СБА, его «виртуальную» часть. 
 Самарская областная научная библиотека с 1992 г. приступила к обработке литературы на компьютерах. Создан электронный каталог. Практически в каждом отделе библиотеки есть компьютер, ксерокс и принтер. Взаимодействие отделов в информационной работе достигается путем ее координации, и кооперации. 
 В области действует целая система библиотек разного типа, способного обеспечить обслуживание, жителей через свою культурно-просветительскую и информационную деятельность. Внедряются различные технические средства коммуникации, позволяющие передавать на расстояние необходимую информацию. 
 Развивается опережающее «беззапросное информирование», в основе которого лежит прогнозирование запросов в соответствии с наиболее актуальными темами. 
 Внедряются новые формы работы: Дни библиотек, ярмарки технических идей. Библиотека решает задачи, связанные с повышением ее престижа, удовлетворении потребностей информации. Этому способствует местное телевидение, которое открыло рубрику «Знакомство с библиотекой». 
         Качественное изменение работы, обеспечение более высокого уровня обслуживания специалистов, оперативное удовлетворение их запросов на производственную, экономическую, политическую, художественную книгу - вот то главное, что определяет лицо библиотеки в условиях рыночной экономики. 
Hosted by uCoz