Михеева Л.Я.
|
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ |
В ближайшие годы библиотеки должны предоставить специалистам информацию
с использованием новых информационных технологий, базирующихся на средствах
ПЭВМ, так как это оптимальный способ решения проблемы оперативного и качественного
информационно-библиографического обслуживания. Перевод справочно-библиографического
аппарат и фонда в банки данных ЭВМ (этот процесс в библиотеках уже идет)
существенно упростит проблемы соотношения справочного библиотечного фонда
и документального фонда библиотеки. Эту работу должны вести совместно библиографы,
библиотекари и программисты ЭВМ. Компьютеризация позволяет оптимально решать
многие проблемы информационно-библиографической работы библиотек, обеспечивая
эффективность использования их фондов. Вместе с тем важно выявить содержание
информационных потребностей, определить проблемы интересующие специалиста.
Первый, наиболее распространенный способ - опрос специалистов, предложение
самостоятельно сформулировать интересующие темы. Второй - проработка абонентами
заранее подготовленного рубрикатора тем, отражающего возможные информационные
потребности.
Специалистами
особенно нужны сведения конъюктурно-экономи-ческого и рекламного характера.
Они заинтересованы в получении комплексной, концентрированной информации.
Не только об основных проблемах, тенденциях развития науки или практики,
но и прогностической, статистической и т.д. Требования к подобному информированию
- высокая степень обобщенности, новизна, полнота и в то же время лаконичность
информации.
Нужно пересмотреть подходы к информационному обслуживанию. Использовать
не только традиционные печатные, но и новые типы носителей информации.
Библиотеки обращаются за недостающей информацией к сети Интернет, информационным
ресурсам др. компьютерных сетей. Накапливают нужные им библиографические
и справочные источники, таким образом, дополняя свои СБА, его «виртуальную»
часть.
Самарская
областная научная библиотека с 1992 г. приступила к обработке литературы
на компьютерах. Создан электронный каталог. Практически в каждом отделе
библиотеки есть компьютер, ксерокс и принтер. Взаимодействие отделов в
информационной работе достигается путем ее координации, и кооперации.
В
области действует целая система библиотек разного типа, способного обеспечить
обслуживание, жителей через свою культурно-просветительскую и информационную
деятельность. Внедряются различные технические средства коммуникации, позволяющие
передавать на расстояние необходимую информацию.
Развивается
опережающее «беззапросное информирование», в основе которого лежит прогнозирование
запросов в соответствии с наиболее актуальными темами.
Внедряются
новые формы работы: Дни библиотек, ярмарки технических идей. Библиотека
решает задачи, связанные с повышением ее престижа, удовлетворении потребностей
информации. Этому способствует местное телевидение, которое открыло рубрику
«Знакомство с библиотекой».
Качественное изменение работы, обеспечение более высокого уровня обслуживания
специалистов, оперативное удовлетворение их запросов на производственную,
экономическую, политическую, художественную книгу - вот то главное, что
определяет лицо библиотеки в условиях рыночной экономики.
|