Меньщикова С.П.
|
УПРАВЛЕНИЯ КРУПНЕЙШИМ ГОРОДОМ |
Существенные перемены во внешней по отношению к библиотекам и информационным
службам среде оказывают серьезное влияние на различные аспекты их деятельности.
Большие изменения произошли и происходят в структуре и управлении крупнейшими
городами-центрами. В первую очередь, это касается столицы. По заказу Московской
мэрии группой отечественных ученых разработана программа «Создание основ
и механизмов управления Москвой». Одной из задач являлась выработка принципов
создания информационной базы управления. В основе ее формирования должны
лежать следующие принципы:
1.
Объектом информации крупнейшего города является его агломерация. Наше представление
об информационной базе управления крупнейшим городом выработано в 80-е
гг., в ходе разработки системы индикаторов и показателей управления им,
проводившегося Венским институтом системных исследований. Система эта разрабатывалась
на конкретном объекте - Московской агломерации и Москве как едином целом.
2. Информационная база максимально идентифицирует город и агломерацию.
Плодотворное информирование требует, чтобы объект более полно отражался
в организации субъектов информирования. Для этого необходимо:
а)
исследование реальных информационно-пространственных структур города;
б)
исследование восприятия субъектами (в том числе горожанами) своей информационной
среды.
3.
Информационная база должна отражать иерархию объекта, соответствовать территориальной
организации управления. Структура объекта сложной природы иерархична. Крупнейшие
города обладают шести уровневой реальной социально-пространственной организацией
- от кварталов до агломерации. Эта иерархичность требует адекватной иерархии
управления и его информационной базы.
4.
Информационная база основывается на широкой всеохватывающей системе индикаторов
и показателей, отражающих демографические, экологические, хозяйственные,
пространственные, социокультурные и иные процессы и обязательно объяснять
их деструкцию.
5.
Пользователями информации являются субъекты управления. Профессиональное
управление городом подразумевает участие в нем в качестве субъектов: представителей
власти, профессионалов и жителей. Все три категории являются потенциальными
пользователями информационной базы.
6.
Информация разрабатывается в единстве ее показателей и по режимам пользования.
В основе информационной базы должна лежать картографическая, увязанная
с ней статистическая и текстовая информация. Топографически с позиций городского
управления выделяются зоны и объекты общегородского, районного и общинного
уровней.
7.
Информация имеет правовой статус. Это предъявляет к индикаторам и показателям
требование предельно объективного отражения процессов в развитии города
и управлении. Получение и использование информации должно регулироваться
законом.
|