Кузьмина Г.А.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 (НА ПРИМЕРЕ Г. УЛАН-УДЭ)
       В условиях рыночной экономики изменилась деятельность библиотек, они получили возможность предоставлять потребителям необходимую информацию на основе договоров купли-продажи. Данные положения закреплены в Федеральных законах «Об информации, информатизации и защите информации», «О библиотечном деле». Рыночные отношения сказались также и на составе абонентов библиотек. Появился новый пользователь - предприниматель, которому необходима информация для организации бизнеса. 
  В современный период обеспечением деловых любой информацией занимаются многие  информационные службы - информационно-деловые центры, (ИДЦ), отделы маркетинговой информации, мелкие информационные службы, брокеры. Среди указанных учреждений самыми крупными являются ИДЦ, создающиеся как частные коммерческие организации, имеющие своих постоянных клиентов. Их деятельность осуществляется за счет внутренних резервов фирмы. ИДЦ обладают дорогостоящими техническими средствами и рассчитаны на представителей большого бизнеса.  Отделы маркетинговой информации, возникшие на базе бывшей ГСНТИ, расширили ассортимент предлагаемых услуг и продукции и соответственно увеличили цены на них. Мелкие информационные службы И брокеры выступают посредниками. Они предоставляют сведения на платной коммерческой основе и прибегают к услугам крупных информационных учреждений. Перечисленные службы недоступны предпринимателям среднего и мелкого бизнеса. Обеспечить их информацией способна деловая библиотека. 
         Впервые в нашей стране деловые (бизнес) библиотеки стали возникать в начале 90-х гг. Их сеть постепенно увеличивается. Структура организации различна - отделы маркетинговой информации при библиотеках, кабинеты и сектора библиотеки, получившие статус деловых. В литературе эта тема освещена недостаточно, имеющиеся публикации раскрывают данный аспект лишь фрагментарно. 
 Задавшись целью выявить значение информации для предпринимательской деятельности, мы провели региональное пилотажное исследование в Бурятии. Анкетированием были охвачены 30 сотрудников частного предприятия филиала «Росшинаинвест», расположенного в г. Улан-Удэ. Результаты исследования показали, что все респонденты испытывают остро растущую потребность в информации. В качестве источника получения необходимой информации многие (60%) указали. Что приобретают газеты и журналы по специальности, 40% предпочитают брать деловую литературу у знакомых и коллег. Можно сделать вывод, что библиотекой респонденты не пользуются. Вероятно, у делового человека библиотека не ассоциируется с источником информации. Тем не менее, все опрашиваемые, узнав о существовании секторов деловой информации при библиотеках, пожелали воспользоваться их услугами. 
 На вопрос о виде носителя информации респонденты поставили на первое место распечатки из баз данных (70%), остальные указали обзоры периодики (20%), список литературы (10%). Для них предпочтительнее получать информацию в обработанном виде. Более половины бизнесменов (60%) относительно оперативности получения информации ответили, что она необходима ежедневно, остальные (40%) пожелали иметь информацию еженедельно. Таким образом, предприниматели осознают важность получения информации. От нее зависит их профессиональная деятельность, что позволяет им быстрее реагировать на изменения рыночной экономики. Наибольший интерес у бизнесменов вызывает маркетинговая информация (40%); волнует юридическая и финансово-экономическая (30%); банковская и кредитная (20%). На последнем месте оказалась сервисно-бытовая (10%). Предпочтение, отдаваемое маркетинговой информации, объясняется тем, что она определяет стратегию существования коммерческой структуры. 
        Информация имеет огромное значение для предпринимательской деятельности. Главным критерием информационного обеспечения является оперативность. Предпочтение отдается газетам и журналам профессионального направления. Среди видов носителей информации важны распечатки из различных баз данных. В основе предпринимательской деятельности лежит маркетинговая информация. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости развития деловых библиотек в Бурятии.
Hosted by uCoz