Каширина Е.В.
 ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ
 ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
 ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ СИСТЕМ 
       Анализ проблем образования человека в информационном обществе показал необходимость расширения содержания понятия «грамотность» за счет включения в него способности к аналитической переработке и использованию информации. Человек в быстро меняющемся современном обществе не может обойтись багажом знаний и умений, полученных однажды в среднем или высшем учебном заведении. Способность к саморазвитию на протяжении всей жизни является одним из самых насущных качеств человека в информационном обществе. 
 Одним из условий успешного саморазвития можно рассматривать информационную грамотность будущего специалиста, понимаемую как способность осознать необходимость информации, получить ее, оценить и применить. Осознание необходимости информации связано с формированием информационных потребностей человека; получение - с приобретением навыков информационного поиска; оценка - с развитием критического мышления. 
 Для системы народного образования программа обучения должна предусматривать развитие навыков пользования информацией как составную часть процесса непрерывного образования в целом, как способ развития критического мышления человека, как путь достижения высоких результатов в узкопрофессиональной области посредством регулярного использования информационных источников. При этом большое значение имеет передача обучаемым знаний об основных принципах функционирования современных информационных систем. Навыки же поиска, отбора, оценки информации и ее дальнейшего использования постепенно начинают рассматриваться как базовый навык общей грамотности индивидуума, сопоставимый с умением читать, писать, считать. 
        Всеобщая информационная грамотность может быть достигнута через информационное образование, которое должно сыграть важную роль в структуре всеобщего непрерывного образования. Это особенно относится к педагогической высшей школе, которая готовит специалистов не только соответствующих современным общественным потребностям, но и устремленных в будущее. Необходимо не только качественно готовить учителей к профессиональной деятельности, следует научить их самостоятельно добывать знания, используя для этого самые современные технологии обработки информации. 
 Сегодня содержание высшего образования ориентировано на самостоятельную исследовательскую работу студентов. Любая научно-исследователь-ская работа начинается с изучения специальной литературы и требует развития информационной грамотности будущего специалиста в ее библиотечно-библио-графическом аспекте. Развитие информационных способностей, в том числе и умения подобрать научную литературу по определенной теме,  становится в ряду первостепенных задач высшего образования. 
 Практическая цель информационно-библиографического обучения студентов - подготовить будущего специалиста к использованию в исследовательской работе информационных систем различной организации и назначения. Задачи информационно-библиографического обучения в соответствии с данным выше определением информационной грамотности формулируются следующим образом: формирование информационных потребностей студентов; приобретение студентами навыков информационного поиска; развитие аналитического мышления. 
        Анализ информационных способностей специалиста позволил выделить два подхода к формулированию основных задач обучения студентов работе с информационными системами. 
 1. Информационные способности как средство получения новых знаний. В этом аспекте наиболее важным можно считать развитие интеллектуальных способностей, таких как анализ, синтез, оценка, интерпретация, являющихся фундаментом для выработки навыков работы с ИС и овладения методами обработки информации (поиск, анализ, интерпретация, оценка, синтезирование), не зависящими от применяемых для этого технических средств.
2. Информационные способности как элемент культуры. В этом аспекте на первое место выходят фундаментальные знания о роли, месте и значении информации в современном мире, знание методологических основ организации информации, инвариантных к средствам и технологиям обработки информации, умение применять для обработки и хранения информации как новые компьютерные технологии, связанные с использованием информационно-справочных систем, так и традиционные, безкомпьютерные. 
 Оба подхода к рассмотрению информационных способностей пользователя информационных систем в качестве практической задачи обучения предполагают овладение новыми информационными технологиями, определяемыми современным уровнем развития вычислительной техники, а также развитие навыков использования вычислительной техники, как основного средства современных информационных технологий. Существенным является выработка умений и навыков деятельности в той конкретной предметной области, где применяются новые технологии. 
 
Hosted by uCoz