Каширина Е.В.
|
ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
Анализ проблем образования человека в информационном обществе показал необходимость
расширения содержания понятия «грамотность» за счет включения в него способности
к аналитической переработке и использованию информации. Человек в быстро
меняющемся современном обществе не может обойтись багажом знаний и умений,
полученных однажды в среднем или высшем учебном заведении. Способность
к саморазвитию на протяжении всей жизни является одним из самых насущных
качеств человека в информационном обществе.
Одним
из условий успешного саморазвития можно рассматривать информационную грамотность
будущего специалиста, понимаемую как способность осознать необходимость
информации, получить ее, оценить и применить. Осознание необходимости информации
связано с формированием информационных потребностей человека; получение
- с приобретением навыков информационного поиска; оценка - с развитием
критического мышления.
Для
системы народного образования программа обучения должна предусматривать
развитие навыков пользования информацией как составную часть процесса непрерывного
образования в целом, как способ развития критического мышления человека,
как путь достижения высоких результатов в узкопрофессиональной области
посредством регулярного использования информационных источников. При этом
большое значение имеет передача обучаемым знаний об основных принципах
функционирования современных информационных систем. Навыки же поиска, отбора,
оценки информации и ее дальнейшего использования постепенно начинают рассматриваться
как базовый навык общей грамотности индивидуума, сопоставимый с умением
читать, писать, считать.
Всеобщая информационная грамотность может быть достигнута через информационное
образование, которое должно сыграть важную роль в структуре всеобщего непрерывного
образования. Это особенно относится к педагогической высшей школе, которая
готовит специалистов не только соответствующих современным общественным
потребностям, но и устремленных в будущее. Необходимо не только качественно
готовить учителей к профессиональной деятельности, следует научить их самостоятельно
добывать знания, используя для этого самые современные технологии обработки
информации.
Сегодня
содержание высшего образования ориентировано на самостоятельную исследовательскую
работу студентов. Любая научно-исследователь-ская работа начинается с изучения
специальной литературы и требует развития информационной грамотности будущего
специалиста в ее библиотечно-библио-графическом аспекте. Развитие информационных
способностей, в том числе и умения подобрать научную литературу по определенной
теме, становится в ряду первостепенных задач высшего образования.
Практическая
цель информационно-библиографического обучения студентов - подготовить
будущего специалиста к использованию в исследовательской работе информационных
систем различной организации и назначения. Задачи информационно-библиографического
обучения в соответствии с данным выше определением информационной грамотности
формулируются следующим образом: формирование информационных потребностей
студентов; приобретение студентами навыков информационного поиска; развитие
аналитического мышления.
Анализ информационных способностей специалиста позволил выделить два подхода
к формулированию основных задач обучения студентов работе с информационными
системами.
1.
Информационные способности как средство получения новых знаний. В этом
аспекте наиболее важным можно считать развитие интеллектуальных способностей,
таких как анализ, синтез, оценка, интерпретация, являющихся фундаментом
для выработки навыков работы с ИС и овладения методами обработки информации
(поиск, анализ, интерпретация, оценка, синтезирование), не зависящими от
применяемых для этого технических средств.
2.
Информационные способности как элемент культуры. В этом аспекте на первое
место выходят фундаментальные знания о роли, месте и значении информации
в современном мире, знание методологических основ организации информации,
инвариантных к средствам и технологиям обработки информации, умение применять
для обработки и хранения информации как новые компьютерные технологии,
связанные с использованием информационно-справочных систем, так и традиционные,
безкомпьютерные.
Оба
подхода к рассмотрению информационных способностей пользователя информационных
систем в качестве практической задачи обучения предполагают овладение новыми
информационными технологиями, определяемыми современным уровнем развития
вычислительной техники, а также развитие навыков использования вычислительной
техники, как основного средства современных информационных технологий.
Существенным является выработка умений и навыков деятельности в той конкретной
предметной области, где применяются новые технологии.
|