Борисова О.Б.
|
НАУКОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД |
В современном науковедении существует несколько подходов к выявлению научных школ: предметно-логическая, социально-психологическая, информационная. Их объединяет и дополняет социально-коммуникацион-ная, согласно которой научную школу характеризует совокупность трех признаков: 1)
ярко выраженная приоритетная тематическая направленность;
2)
ее развитие несколькими поколениями исследователей;
3)
ученики должны внести крупный вклад в развитие библиотековедения.
Для определения научной школы применяются формальные методы исследования:
наукометрический анализ авторефератов диссертаций, цитирования публикаций
исследователей, входящих в состав изучаемых научных сообществ и др.
На
основе вышеуказанных признаков автором в библиотековедении выявлены следующие
научные коллективы, близкие к школообразованию.
Коллектив, основанный Ю.В. Григорьевым и исследующий проблематику «Библиотечные
фонды». Ю.В. Григорьев - автор первых учебников и учебных пособий по библиотечным
фондам. Под его руководством были защищены диссертации, исследующие, в
основном, указанную тематику. Конечно, все многообразие научных интересов
этого ученого нельзя ограничить строгими рамками (в равной мере это относится
к организаторам и ученикам других коллективов). Однако основным направлением
исследований Ю.В. Григорьева являлись проблемы фондоведения. Преемник Григорьева
Ю.Н. Столяров защитил докторскую диссертацию, затрагивающую в том числе
фондоведческие вопросы. Его ученики (среди которых Н.Н. Кушнаренко, защитившая
докторскую работу) продолжают развивать в своих исследованиях основную
проблематику направления.
Коллектив,
основанный В.Е. Васильченко, изучает отечественную историю библиотечного
дела. Его кандидатская диссертация и другие работы посвящены различным
периодам развития библиотечного дела России. Его преемник К.И. Абрамов
активно развивает данное направление в кандидатской и докторской диссертации,
трех изданиях вузовского учебника , монографиях и руководимых им исследованиях.
Им проведена большая работа по созданию источниковедческой базы истории
библиотечного дела, введению в научный оборот новых архивных документов.
Из подготовленных К.И. Абрамовым учеников (31 аспирант и соискатель) двое
- М.Я. Дворкина и В.В. Скворцов защитили докторские диссертации и являются
соавторами вузовских учебников.
В коллективе, созданном О.С. Чубарьяном и изучающем «Теорию и методику
библиотечного дела», тенденция преемственности выражена наиболее четко.
Кандидатские и докторские диссертации его учеников (среди которых Н.С.
Карташов и Т.Ф. Каратыгина) посвящены общетеоретическим проблемам библиотековедения.
В их развитии О.С. Чубарьян оставил заметный след учебник «Общее библиотековедение»,
впоследствии выдержавший три издания; монография «Общее библиотековедение:
итоги развития и проблемы»; генерирование новых научных направлений (например,
социология, психология и педагогика чтения). Следует отметить, что одними
из авторов вузовского учебника «Библиотековедение. Общий курс» (1988) являются
его ученики Карташов и Каратыгина, а Н.С. Карташов - и соавтор последнего
учебника для вузов «Общее библиотековедение» (1996-1997).
Тематическое направление коллектива, основанного В.Ф. Сахаровым, - «Работа
с читателями». Все основные работы ученого раскрывают данную проблематику.
По ней были написаны практически все кандидатские диссертации, защищенные
под руководством В.Ф. Сахарова. Его ученик В.С. Крейденко - соавтор учебного
пособия «Работа с читателями», хотя основное направление исследований этого
ученого другое - исследовательские методы в библиотековедении.
Основателем
коллектива, исследующего «Библиотечные каталоги», был Е.И, Шамурин, в докторской
диссертации и трудах которого эта проблема получила фундаментальную разработку.
Активно участвовали в ее исследовании Л.Н. Троповский и его преемник З.Н.
Амбарцумяна, защитившего кандидатскую диссертацию. Он же один из авторов
первого вузовского учебника по библиотечным каталогам. Соавтор второго
издания - его ученица Г.И. Чижкова.
Организатора коллектива, исследующего «Теорию и методологию библиотековедения
и библиотечно-библиографическое образование»,- А.В. Соколова нельзя отнести
только к специалистам-библиотековедам. В его работах и под его руководством
исследовались проблемы и библиографии, и информатики. Среди библиотековедческих
вопросов, указанные выше, имеют приоритетное положение. Одна из его учениц
- О.И. Воверене посвятила докторскую диссертацию решению проблем профессионального
образования.
Вероятно,
учеников и учителей каждой научной школы объединяет также научное мировоззрение,
исследовательский стиль и др., но для выявления этого необходимо логическое,
содержательное изучение публикаций данных ученых. Это свидетельствует об
ограниченности наукометрической методики. В то же время применение даже
формальных методов дает четкое представление о положении, сложившемся в
системе библиотековедческих исследований.
|